Что такое добродетель?
…и подошёл достопочтимый муж к Соломону, когда тот с интересом и радостью следил за игрой детей, и спросил: — Царь, помоги мне! Я живу в достатке, у меня большой дом и рабов много, но вижу я, что помыслы мои устремлены к мелкому и преходящему, а не к вечному и добродетельному. Спросил тогда царь: — А что такое добродетель? Отвечал муж без раздумий: — Добродетель — способ прийти к высокому, минуя низкое, постичь главное, презрев ничтожное. Нахмурился царь: — И снова спрашиваю тебя, что такое добродетель? Отвечал проситель: — Добродетель есть путь, которым можно достичь неба. Ещё больше нахмурился царь: — В третий раз ответь мне, что есть добродетель? Снова отвечал проситель: — Добродетель — то, что делает душу чище и светлее.
Заговорил Соломон: — Три раза спросил я тебя, и всякий раз ты, который постоянно думает о добродетели, не смог дать мне чёткого ответа. Ты хочешь постичь высокое, минуя низкое, но можно ли взобраться на верхнюю ступень лестницы, не пройдя по нижним? Ты хочешь достичь неба, но достойно ли идти куда-то, не зная, что ждёт тебя там? Ты хочешь стать светлее и чище, но что такое свет без тьмы? И сказал ещё Соломон: — Ночь сменяется днём, и не вечны ни тьма, ни свет. Знали бы мы, что такое день, не ведая ночи? Так же самые чистые помыслы идут об руку с неправедными. На самое ужасное способен лишь мнящий себя добродетельным.
И ещё добавил царь: — Так пристало ли благородному мужу размышлять о добродетели ради неё самой? Люби жён и детей своих, рабов своих и соседей своих. Будь примером для каждого и всякий вечер, отходя ко сну, задавай себе два вопроса: что я сегодня сделал для того, чтобы стать счастливее? И не взял ли я слишком много счастья в ущерб другим? Лишь так твоя жизнь пройдёт не в пустую, и лишь тогда после смерти твоей тебя назовут добродетельным.
Я не знаю, кто автор этой притчи. Увы, не Соломон. Но в ней заключена по-настоящему библейская мудрость. Особенно: «На самое ужасное способен лишь мнящий себя добродетельным».
Фридрих Вильгельм Первый, «Старый Фриц», современник и союзник Петра Великого получил в наследство маленькое, теснимое соседями королевство. Он решил, что все беды Пруссии, заключаются в том, что его подданные тратят силы, энергию, свою жизнь на пустую бесполезную борьбу пороков и добродетелей. Что у его подданных нет чёткого понятия добродетели. В понятие добродетели он включил те черты характера, которые должны быть присущи ему, королю, и каждому из его подданных. Вот они:
любовь к порядку; бережливость; неподкупность; искренность; богобоязненность; послушание; усердие; сдержанность; честность; скромность; твердость; верность; чувство справедливости; прямолинейность; субординация; дисциплинированность; самоотверженность; надежность; храбрость; мужество; чувство долга; пунктуальность. Добродетели, по его мнению, нацеленные на процветание Родины.
И добродетельные немцы совершили чудо! Его Heimat, Родина, маленькое, должное исчезнуть королевство Пруссия, расширило свои границы, стало сильным экономическим и политическим центром Германии. Потомкам удалось привить эти добродетели всем немцам и объединить разрозненные княжества в единую могучую Германию. Добродетельные немецкие философы из всех добродетелей, должных принести пользу Германии, поставили на первое место чувство долга. Но, что такое чувство долга без любви, доверия и милосердия? Это казарма или концлагерь. И «добродетельные» немцы, ведомые любовью к Heimat и чувством долга не раз это доказывали. Для «добродетельных» немцев, «высшей расе», — казармы, для прочих «недочеловеков» — концлагеря.
В американской истории свои прецеденты. Бенджамин Франклин дипломат, изобретатель, учёный, философ — единственный из отцов-основателей, скрепивший своей подписью все три важнейших исторических документа, лежащих в основе образования Соединённых Штатов Америки: Декларацию независимости США, Конституцию США и Версальский мирный договор, завершивший войну за независимость. Он выделил тринадцать добродетелей, которые рекомендовал согражданам:
Воздержание — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
Молчание — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
Порядок — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь своё время.
Решительность — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
Бережливость — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
Трудолюбие — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
Искренность — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
Справедливость — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
Умеренность — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
Чистота — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
Спокойствие — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
Целомудрие — Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твоё или чьё-либо ещё.
Скромность — Подражать Иисусу и Сократу.
И пока граждане, квакеры, мормоны, евангелисты и пр. блюли добродетели, подражали Иисусу и Сократу, США были свободной, добродетельной, стремительно развивающейся страной.
Но, что такое стремительно развивающаяся страна без любви, доверия и милосердия? Это жестокая эксплуатация сограждан, это рабство, это тюрьмы, это истребление инакомыслящих, коренных народов.
Впрочем, подражали Иисусу и Сократу они недолго. Их культ был вытеснен идолопоклонством культа Золотого Тельца. А теперь, когда движущей силой экономики стал печатный станок, с гиперзвуковой скоростью печатающий доллары, во благо узкого круга лиц эти доллары присваивающих, стало смешно говорить о скромности, целомудрии, спокойствии, умеренности и других добродетелях. Теперь можно говорить только о закате США, Европы и всей западной цивилизации.
Что такое добродетель? И почему она фундамент процветания любой страны в любые времена?
В отличие от принятых в обществе законов, правил морали и этики, обязывающих вести себя так, а не иначе, добродетель — это внутренняя человеческая потребность нести добро не из-за того, что «так нужно», а просто потому, что ты по-другому не можешь. И добродетель — это внутренняя работа индивида, нацеленная на общественное благо, а диктуемые ею поступки — средства для достижения цели.
Как я уже говорил эгоизм – это способ выживания любого живого организма, будь то травинка, насекомое или примат. Но волк, в силу своего эгоизма нарушивший законы стаи, будет разорван стаей. И это правильно. Как доказательство истины: «стал членом общества — будь человеком»! У человека, по мере овладевания разумом, осознания своего Я, необходимости подчинить своё Я обществу, эгоизм становится изощреннее, приобретая характер индивидуализма, как стремление индивида, оставаясь членом общества, выжить любой ценой. Любой ценой выжать из общества свою выгоду. Это путь западного индивидуализма, западной культуры, к которой мы, к сожалению принадлежим.
Община, как трудовой коллектив людей связанных необходимостью, добродетелью и коллективной ответственностью за результаты труда, существовала во все века. Из глубины веков китайской историографии до нас доходят слова великого императора Яо, сказанные свыше четырёх тысяч лет тому назад: «Если в стране есть хоть один голодный человек, то это моя вина». Это уже иной подход к добродетели, как к коллективной ответственности за результаты труда и благосостояние индивида. Целью общества становится воспитать добродетельного индивида. От его деятельности получить пользу обществу, и от полученной пользы питать выгоду индивида.
Конечно, индивидуализм и личную выгоду индивида никуда не денешь! И, когда индивидуализм индивидов ставился выше добродетели, выше пользы общества – это всегда кончалось всеобщей резнёй. В ходе которой вырезались индивидуалисты, а Китай возвращался в лоно конфуцианской добродетели. Например, император Ши Куан Ди, свыше двух тысяч лет тому назад, решил, что народом должны управлять не добродетели, а законы. А добродетели, какие сочтёт нужными, он будет вколачивать народу палками. Он повелел сжечь книги, а 460 философов, чтобы не возражали, закопать живыми. Законодатели своими законами, защищающими индивидуализм, волюнтаризм и диктатуру власть имущих ввели народ в ступор. Но император ушёл в мир иной, а народ уничтожил диктатуру законников, династии, и восстановил диктатуру добродетели.
Китай, поощряя таланты и добродетель, много полезного дал миру. Но столкнувшись с подлостью западной цивилизации, стремящейся получить выгоду любой ценой, потерпел сокрушительное поражение в опиумных войнах. Что привело к кризису отношений в обществе. Но кризис в обществе, знающем толк в добродетели, это ещё и новая возможность. И Китай не упустил эту возможность. Теперь он снова ведущая держава мира, работающая на благосостояние своего народа.
Клод Гельвеций, европейский поборник добродетели, писал: «Добродетель уходит вслед за истиной». А какая истина могла быть в России? В крепостническом государстве, где все, включая высокопоставленных вельмож, холопы самодержца? Где процветают коррупция и рабство?
Пётр I, узнав, что из 100 рублей собранных налогов до казны доходит только 30, приказал подготовить закон, по которому должен быть повешен каждый, кто украл больше, чем стоит верёвка палача. На что Александр Меньшиков, его друг и соратник, первый вор и казнокрад, возразил: «С кем останешься, минхерц?»
Сталин, особенно не беспокоясь с кем он останется, строил счастливое будущее для будущих поколений, убирая из настоящего всех подозреваемых, по его мнению, в чём-то недостойном. Но коррупция, как и мафия – средоточие всех пороков, непобедимы. Победить их может лишь любовь к Родине, к Свободе, искреннее служение Добродетели всех, без исключения, Граждан. И, как только он ушёл, власть упала в руки номенклатуры, класса созданных им же слуг народа. Не знающие бога, не имеющие понятий о добродетели, жившие под страхом расстрела за малейший промах, смердяковы решили, что теперь им всё позволено. Результат их деятельности разгул коррупции, блат, дефицит, долгострой. Развал экономики Советского Союза и государства. А иначе и быть не могло.
Кстати, о государстве. Вначале было Слово! … И Слово было Бог. Бог — это не страшный громовержец, карающий грешников. Не демиург – создатель Вселенной, не победитель Хаоса. Хаос был до демиургов и будет существовать вечно. Бог, Логос, – это Высшая Истина, мысль, идея, состоящая из слов. Клещами логики вырвавшая из Хаоса природы, из страха и одиночества беззащитного индивида, понятия добра и зла, пользы и вреда. Высшая Истина, давшая человеку опору и защиту через веру в добро, через любовь и надежду. У каждого народа могут быть свои боги, у каждого бога может быть сотня имён. Но Бог един для всех, ибо это всегда Высшая Истина, основанная на вере в добро, на любви и надежде, объединяющая людей. Различны только религии, как методологии понимания добра и зла.
Сразу надо дать определение идолам, как антиподам Высшей Истины. Это тоталитарная Высшая Ложь, порабощающая людей. Основанная на природном эгоизме, индивидуализме людей, поправших свободу и добродетель других людей. Разъединяющая, сеющая одиночество среди теряющих веру в добро, несущая людям зло. Во все времена пытающаяся подменить собой Высшую Истину, Бога.
Два, три рода, связанные родством, языком, культурой, единым пониманием добра и зла, объединяются, образуя Родину. Это всегда союз свободных людей, защищающих свою Свободу и безопасность, создающих благосостояние Граждан через их внутреннюю потребность делать добрые дела для общего блага. Возросший уровень безопасности, культуры и благосостояния граждан привлекают в союз другие роды. Род, умноженный на род, получается народ. А народом уже управлять надо. И на сцену выходят Сила, Власть и Чиновник. Они берут под контроль Высшую Истину. Подменяют Родину Государством, Свободу ограничивают Законом, Добродетель исчисляют Деньгами. Из Гражданина делают Налогоплательщика. Но, как говорил Ж. Ж. Руссо: «Как только служение обществу перестает быть главным делом граждан, и они предпочитают служить ему своими кошельками, а не самолично, — государство уже близко к разрушению».
Эгоизм и индивидуализм индивидов выходят из под контроля Высшей Истины добра и всеобщей Добродетели. Равные стремятся быть равнее, властные властнее, богатые богатее. Начинается социальное и имущественное расслоение общества. И это начало конца. Государство чиновников начинает существовать отдельно от Гражданина, ради государства. Власть ради власти, законы ради законов, деньги ради денег. Свободный добродетельный Гражданин, служивший Родине, ставший Налогоплательщиком, становится бесправным безденежным потребителем. За подачку продающим свои рабочие руки корпорациям и государству. Государство, Сила, Власть, Деньги, Партия, Слава, личный Успех и пр. становятся разъединяющими идолами, которым поклоняются взбесившиеся индивиды. У каждого свой идол! И как результат — разобщение общества, одиночество индивидов, конец государству. Индивидуалистическому обществу.
Так погибли могучий Рим, Российская империя и Советский Союз. Так многократно погибал библейский Израиль, отправляясь в очередной плен. Там, пройдя через унижения рабства, евреи очищались от скверны эгоизма и индивидуализма идола Золотого Тельца. Возрождали Высшую Истину, Свободу и Добродетель. Становились свободными и добродетельными гражданами своей Родины. На некоторое время! До очередного плена.
Если кто подумал, что я поклонник конфуцианской морали и кровавого опыта Китая, то это не так. Я предупреждаю!
За всю более чем тысячелетнюю историю России, только первые пятьсот лет мы имели Родину. Потом мы выживали и строили государство. В пучине рабства, коррупции и самовластия мы не могли приобрести ни опыта Свободы, ни опыта Добродетели. Стать Гражданами свободной и добродетельной России. Но в трудные минуты мы вспоминали ту нашу великую Родину, которая живёт в наших генах. Шли в бой, на смерть, с кличем: «За царя и Отечество!», «За Родину, за Сталина!».
Сегодня мы имеем наихудшую элиту за всю историю России. Элиту из безнравственных нуворишей, как чорт из табакерки, выскочивших из произвола бандитских девяностых. Из алчности семибанкирщины. В любую минуту готовую продать Родину, её Свободу, её народ.
В очередной раз подведя к краю пропасти, заставив заплатить немыслимо высокую цену, бог сохранил Россию. Для чего? Впервые за тысячу лет в России нет голодных. Не тащат на плаху и не ведут на виселицу или расстрел за несогласие с властью. Впервые мы более-менее равны перед законом. Имеем право голоса. Впервые за сотни лет церковь не в разладе с властью. Но мы, как всегда, ничему не научились. Алчные и хитрые индивидуалисты, мы, по-прежнему, тонем в пучине рабства и коррупции. Идём от одной катастрофы к другой. И, чтобы избежать очередной катастрофы, вернуть себе Родину и Свободу, надо вытравить из себя раба. Стать действительно свободными и действительно добродетельными гражданами. Свободный, значит, ответственный! Добродетельный, значит, честный, трудолюбивый, деятельный, творческий, деловой!
Свободный Гражданин — это индивидуальная личность, любящая свою Родину, нацеленная на Добродетель. Знающая свои права и обязанности, Уверенная в себе, в своих знаниях и возможностях. Умеренная в потреблении, равнодушная к богатству и почестям.
Конечно, к существующей власти есть масса вопросов. Но для того, чтобы их решить нет необходимости ходить на митинги оппозиции. Мы слишком много слушали красноречивых демагогов, слишком много им доверяли. Слишком многих убили своим доверием к безответственным болтунам и слишком многое разрушили. Анатолий Кони на процессе Веры Засулич своим красноречием заставил рыдать зал. А суд присяжных оправдать террористку. После чего кровавыми слезами пришлось умываться всей России.
Для того, чтобы решить вопросы достаточно ходить на свободные выборы, формировать добродетельную власть. У добродетельного кандидата должно быть, как минимум, двое детей. Они должны учиться в России. Ни у кого из кандидатов и членов их семей не должно быть иностранного гражданства. Ни видов на жительство, ни недвижимости, ни счетов в иностранных государствах. Они должны быть патриотами России и работать на Родину. На расцвет нашей экономики, на нашу безопасность. А это значит, на несокрушимую мощь наших единственных верных союзников — армию, флот и ВКС. На человека, Гражданина. А наши университеты должны стать лучшими в мире! Где преподают лучшие профессора из лучших университетов мира.
Сегодня мы живём в жестоком перенаселённом мире, погрязшем в борьбе за ресурсы. Многие народы должны будут исчезнуть в этой борьбе. И это моё вам первое китайское предупреждение: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
Любя свою Родину мы пережили татаро-монгольский национал-феодализм, англосаксонский национал-капитализм, немецкий национал-социализм. Переживём ли мы китайский национал-коммунизм для меня большой вопрос? А, как вы думаете?