Что такое свобода?

Природа вечный источник жизни на Земле! Там каждый живой организм эгоистичен в своём желании заполнить собой и своим потомством абсолютно всё окружающее пространство. И абсолютно свободен считать своим абсолютно всё, что заключено в этом пространстве. Но там свои жестокие порядки и каждый вид, занимая свою нишу, является звеном пищевой цепочки для вышестоящих видов. Абсолютно свободен планктон желающий заполнить собой океан без остатка. Абсолютно свободен кит, бороздящий просторы океана с разинутой пастью, чтобы цедить планктон, поглощая его тоннами. И планктон и кит счастливы тем, что они абсолютно свободны. У абсолютной свободы есть свой недостаток – жестокая зависимость от абсолютного хаоса и абсолютной случайности.

— Где вы? – в страхе вопил абсолютно свободный примат, заблудившийся в цветущих джунглях изобильной природы, отставший от стаи, испугавшись своей абсолютной свободы. Ему отчаянно хотелось бежать от этой свободы в искусственный мир стаи, где его бытие, его свобода, ограничена властью вожака, иерархией и законами стаи. Где его свобода минимальна и относительна, но всё так стабильно и привычно. Где ему, если повезёт, будет позволено ловить блох на шкуре вожака. Где он защищен решительностью вожака и солидарностью стаи.

Примат вылез из пещеры, вышел из джунглей, построил дом, посадил дерево, родил сына. Жизнь состоялась! И всё благодаря солидарности стаи, мудрости и решительности вожаков, организовавших искусственный мир человеческой стаи. Давших миру порядок, назвавших стаю обществом, а примата индивидом. Солидарностью и совместным трудом человеческой стаи построивших призрачные, но мощные крепостные стены, защищающие искусственный мир индивида от никогда не прекращающегося разрушительного натиска Хаоса и Случая. Но у примата, человека, индивида сохранился вечный страх, благоговение перед всесилием Хаоса и Случая. И, как следствие этого вечного страха, его вечная тревога за себя и за своих близких. Стремление к лучшей организации общества, к лучшей жизни, стремление к поиску, к борьбе, к риску. Вечное стремление примата подёргать тигра за усы. Стремление к Свободе.

Профессор Виктор Франкл был психиатром и евреем по национальности. Он стал узником лагеря смерти. Его семья погибла в газовых камерах. Сам Франкл претерпел бесчисленные унижения и не знал, что случится с ним завтра: отправят ли его в печь или же он останется живым убирать трупы и выгребать пепел сожжённых. Однажды, сидя голым в карцере, он открыл для себя то, что позже назвал «последней человеческой свободой», той свободой, которую никто из его мучителей отнять у него не мог. Фашисты могли отнять у него всё, даже жизнь, но сам Виктор Франкл являлся существом, обладающим самосознанием, и мог смотреть отстраненно на все, что с ним происходит. Его внутренняя сущность оставалась неуязвима. Он сам мог решать, какое влияние на него окажет то, что его окружает. Между воздействием на него и его реакцией на происходящее была свобода выбора этой реакции. В воображении Франкл стал представлять себя в аудитории читающим лекции студентам.

Посредством многократного повторения этих упражнений – интеллектуальных, эмоциональных и нравственных – с привлечением памяти и фантазии он взращивал в себе свою маленькую, едва зародившуюся свободу, пока она не выросла и не сделала его более свободным, чем охранявшие его тюремщики. Находясь в невыразимо тяжелых обстоятельствах, Франкл воспользовался человеческим даром самосознания и открыл фундаментальный принцип человеческой природы: что человек не собака Павлова и между раздражителем и реакцией он имеет свободу выбора. Свобода выбора содержит внутри себя те уникальные качества, которые делают нас людьми. Помимо самосознания мы обладаем воображением – способностью создавать что-либо в уме независимо от окружающей действительности. Мы обладаем совестью – глубоким внутренним осознанием того, что правильно, а что нет, принципами поведения и ощущением того, насколько наши мысли и поступки им соответствуют. И, кроме того, мы располагаем независимой волей – способностью действовать, опираясь на самосознание, независимо от всякого влияния извне.

Открыв фундаментальный принцип человеческой природы, Франкл начал развивать первый и самый важный навык человека, высокоэффективного в любых обстоятельствах, – навык проактивности. Термин проактивность означает, что, будучи людьми, мы несем ответственность за свои собственные жизни. Наше поведение зависит от наших решений, а не от окружающих условий. Мы можем подчинять чувства нашим ценностям. Мы инициируем происходящее и несем за это ответственность. Слово «Ответ» является корнем ответственности – способности выбирать свой ответ на происходящее.

Высокоэффективные люди признают за собой такую ответственность. Они не объясняют свое поведение условиями, обстоятельствами и трудными ситуациями. Их поведение есть продукт их собственного сознательного выбора, базирующегося на ценностях, а не продукт сложившихся обстоятельств, основанный на чувствах. По природе своей все мы проактивны, и если наша жизнь стала зависеть от различных обстоятельств, то это только потому, что мы – сознательно или нет – сделали свой выбор и позволили этим силам управлять нами. И наша жизнь становится реакцией на обстоятельства. Делая такой выбор, мы становимся реактивными. Реактивные люди часто находятся в зависимости от физических условий окружающей среды. Если погода хорошая, они чувствуют себя хорошо. Если погода плохая, то это сказывается на их настроении и работе.

Проактивные люди носят в себе свою собственную погоду. Для них не имеет значения, идет ли дождь или светит солнце. Они движимы ценностями; и если ценностью для них является высококачественное выполнение работы, то это не будет зависеть от того, способствует этому погода или нет. Реактивные люди, кроме того, зависят от социальных условий окружающей среды, от «социальной погоды». Если окружающие относятся к ним хорошо, у них все в порядке, если же плохо, то они становятся закрытыми и занимают оборонительную позицию. Реактивные люди строят свою эмоциональную жизнь как реакцию на поведении окружающих, позволяя их слабостям управлять собой.

Способность подчинять импульсивную реакцию своим ценностям составляет сущность проактивной личности. Реактивные люди движимы чувствами, обстоятельствами, условиями и своим окружением. Проактивные люди движимы ценностями – тщательно продуманными, отобранными и принятыми. Таким образом свобода выбора проактивного человека вырастает в его Свободу. Реактивный же человек зависим от своих чувств, обстоятельств, конкретных людей и социальной среды. Но ответственный выбор и свобода выбора всегда должны быть за вами.

Свобода — это абстракция! Её в мире нет и никогда не было. Но у любого человека должно быть право на свободный ответственный выбор. И в этом аспекте Свобода — это одна из высших ценностей социума. Любого социума. Без свободного и ответственного выбора свободный, но безответственный волк, нарушивший законы стаи, будет ею порван, как приблудная собака. В человеческом обществе свободные, но безответственные люди тоже существуют лишь в тюрьмах и в сумасшедших домах. Как говорил В. Высоцкий: «Он то плакал, то смеялся, то щетинился, как ёж. Он над нами издевался! Ну, сумасшедший! Что возьмёшь?»

Эрих Фромм разделяет Свободу на Свободу от и на Свободу для. Но ни в том, ни в другом случае личной Свободой и не пахнет. Так как Свобода от подразумевает отсутствие свободного выбора, наличие зависимости от чего-либо. И человек, находящийся в зависимости от чего-либо, лишен возможности принимать решения и действовать независимо. Он становится зависимым от определенных вещей, веществ, ситуаций или отношений, и его свобода ограничена этой зависимостью. Существует зависимость от других людей или отношений, когда человек полностью подчиняется воле или мнению других, не имея возможности проявлять свою индивидуальность и независимость. Лишаясь возможности принимать решения и действовать в соответствии с собственными предпочтениями и ценностями. Люди, имеющие низкую самооценку, боясь одиночества, становятся зависимыми от других людей, и нуждаются в их поддержке для утверждения и удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей.

По Эриху Фромму настоящая Свобода обретается только как Свобода для. Для преодоления своего эгоизма, индивидуализма – ценна лишь жизнь, прожитая для других людей. Для творчества, для созидания. Для того, чтобы совершенствовать свой хрупкий искусственный мир на основе справедливости. Идти вперёд, не разрушая того, что было создано до тебя. В Свободе для человек ставит перед собой цели и стремится их достичь. И независимо от того цели социально значимые или сугубо личные при достижении свих целей человек обязан соблюдать все принятые в обществе законы и нормы поведения. А это требует огромного терпения, трезвого ума и ответственности каждого перед каждым. Свободного и ответственного выбора. И горе тому, кто не соблюдает нормы и законы. Он лишается и свободы, а, может быть, и даже жизни.

В человеческом социуме Свобода — это широкое поле возможностей, предоставленное человеку обществом, состояние, когда человек не ограничен никакими внешними силами или факторами и имеет возможность принимать решения и действовать в соответствии с собственными желаниями, убеждениями и ценностями. Это означает отсутствие принудительных ограничений на свободу выражения, передвижения, выбора профессии, вероисповедания и других аспектов жизни. И важно бороться за такой социум гарантирующий свободы гражданам.

У Стивена Кови слово Свобода является одним из основных человеческих прав и ценностей, которые обеспечивают основу для развития личности, творчества, инноваций и прогресса общества. Но абстрактной свободе личности противопоставлен ответственный выбор и свобода выбора проактивного человека. И свобода выбора единственная Свобода доступная человеку для достижения своих целей, выполнения своей миссии, всегда находящемуся где-то между зависимостью, независимостью и взаимозависимостью.

Каждый из нас начинает жизнь младенцем, полностью зависимым от окружающих. Нами руководят, нас воспитывают и о нас заботятся близкие. Мы зависимы и без этой заботы мы прожили бы всего несколько часов, от силы сутки. Затем проходят месяцы, годы, и мы становимся все более и более независимыми – в физическом, умственном, эмоциональном и финансовом смысле, – и вот, наконец, способны сами позаботиться о себе, сами управляем своими поступками и можем полагаться на самих себя. Мы стремимся к своей Свободе и, наконец, цель достигнута: мы свободны в своём выборе и независимы. Но… Вдруг нам сносит голову. Мы влюблены! И готовы поступиться всем достигнутым ради неё (него). И любовь это не только глубинное чувство самоотречения, это бунт души против своего одиночества, против своей независимости, против своей свободы. Ради взаимной зависимости, любви и доверия.

Становясь старше и набираясь зрелости, мы всё отчетливее сознаем, что в природе все взаимосвязано, взаимозависимо, что существует некая экологическая система, которая управляет природой, и в том числе человеческим обществом. Затем мы обнаруживаем, что все наши достижения невозможны без взаимоотношений с окружающими, с обществом, солидарности с ним – и значит, человеческой жизни также присуща взаимозависимость. Взаимозависимость – это тот выбор, который способен сделать лишь независимый человек. Зависимые люди не могут выбрать для себя взаимозависимость. У них на это не хватит ни ума, ни характера. Они недостаточно владеют самими собой.

 Трудно быть независимым, проактивным человеком. Особенно русскому человеку. Славянину. Английское слово Slave означает раб, зависимый человек. И русское слово человек, которое с некоторых пор стало звучать слишком гордо, тоже состоит из санскритского слова чела, что означает ученик, зависимый от учителя, и слова век. То есть нам на роду написано: век живи – век учись! Все мы вечные ученики в этой жизни. И все розги мира, все его шишки — наши. Но мы учимся! И проактивности, и рационализму, и духовным ценностям. Осознанию своей миссии в этой жизни, взаимозависимости и принципам поведения во имя общего блага.

Стивен Кови писал книгу для индивидуалистов, где достижение понимания взаимозависимости высшее достижение. В русском, коллективистском обществе рано познают взаимозависимость. И в этом наша сила, которая была приглушена сначала крепостничеством и безграмотностью, потом бюрократическим социализмом, а ныне натиском индивидуализма и социальной средой, порождённой привнесённой извне порочной Этикой личности . Но надо оставаться свободным человеком, осознавшим свою взаимозависимость: Век живи – век учись!

Top