Что такое закон?
Человек – существо общественное, прошедшее в процессе эволюции разрушительную школу беспредельного эгоизма и абсолютной свободы. Отказавшийся от них в пользу созидания и добродетели, в мире, где безраздельно господствует триумвират Время, Хаос и Случай, при помощи человеческой солидарности и коллективного труда он смог создать свою нишу существования, свой искусственный мир, общество. Отвоевать у Времени здоровье и продолжительность жизни, у Хаоса стабильность и комфорт, у Случая надежду и безопасность. Ограничить свой беспредельный эгоизм, свою безграничную свободу принятыми в обществе законами, направленными на поддержку справедливости общества, свободы и добродетели граждан.
Поэт и законодатель Солон в VII веке до н.э., своими законами заложивший расцвет и могущество демократии Афин, писал о добродетели: «Есть много богатых, но дурных людей. И, наоборот, есть много честных бедняков. Лично я никогда не променял бы добродетели на богатство. Добродетель вечно остается с нами, тогда как богатство переходит из рук в руки». О своих же законах, как о правовой норме, регулирующей человеческое поведение, он говорил скептически: «Законы подобны паутине: если в них попадается бессильный и легкий, они выдержат, если большой — он разорвёт их и вырвется». Ему вторили Монтескье, Свифт, Бэкон. О превосходстве личной добродетели над законами говорили Аристотель, Платон, Сократ, китайские и индийские философы.
Император Ши Куан Ди, объединивший Китай свыше двух тысяч лет тому назад, решил, что народом должны управлять не добродетели, а законы. А добродетели, какие сочтёт нужными, он будет вколачивать народу палками. Он повелел сжечь книги, а философов или казнить, или сослать на строительство Великой Китайской Стены. Законники, легисты, устроили китайцам настоящий ад на земле. И народ смёл диктатуру законов, династии, восстановил диктатуру добродетели. Со временем образовался правовой симбиоз государственных законов и личных добродетелей.
В России, после Раскола, правили бал конформизм, цинизм, нигилизм, коррупция и скрытое неверие. Поэтому у формально верующих было тотальное недоверие к законам: «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло». Добродетель тоже осталась только в церкви. Носители «древлего благочестия», добродетели, гонимые властью староверы, строили экономику России не благодаря её законам, а вопреки им. Таким образом сложилась аморфная непрочная конструкция российской империи. И, когда грянула революция, то народная масса, без бога в душе и царя в голове, не защищённая законами, не имеющая понятий добродетели, легко поддалась на безответственные речи агитаторов. Отвергла богатство, полюбила бедность, разрушила государство, его институты, промышленность, церкви.
Пришедшие к власти большевики, смердяковы, отвергнувшие бога, а, значит, решившие, что им всё позволено, рассматривали Россию лишь как «хворост для мировой революции». Мировая революция не состоялась, и большевикам удалось, хоть и с потерями, но сохранить территорию империи, преобразовав её в СССР. Можно, как угодно, относиться к И. В. Сталину, но там, где у народа нет базовых ценностей: бога, свободы, закона и добродетели, правят авторитет и насилие. Насилием он сверг гнёт «интернационалистов». Не поверил им, что немецкий рабочий воткнёт штык в землю, и не станет воевать с рабоче-крестьянской Россией. Насилием восстановил экономику, промышленность, дал всеобщую грамотность. Преобразовал армию. И в жестокой схватке Великой Отечественной Войны воевал уже грамотный народ современным оружием. И победил! И в этом, несомненно, большая заслуга Сталина.
Но насилие никогда не было добродетелью, даже, если оно во благо. И пришедшие к власти, такие же безбашенные, без базовых ценностей, «ревизионисты», втоптали в грязь его авторитет и заслуги. Потом был Застой, где царила не знающая ни бога, ни добродетелей номенклатура. Потом была Перестройка, где мы в очередной раз, как лохи, члены «Союза меча и орала», повелись на обещания новых остапов бендеров, что «Запад нам поможет».
Где в душе у народа нет ни бога, ни свободы, ни закона, ни добродетели, где царят произвол и насилие, любое начинание сверху обречено стать Застоем, Запором, Завалом, Развалом. Только тот народ, для которого моральные ценности стали не внешним сводом правил, а внутренним требованием сердца, может удостоится благодати и процветания. Так, что, народ, думай! Учи историю, душой прими духовные ценности, учись самостоятельно творить добро, добродетели, историю. Пока не влип в очередную историю.
Закон — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе. Назначение закона: утвердить справедливость отношений в обществе, дать свободу, инициативу, доверие гражданам, изолировать нарушающих требования закона. Должен быть выполним и должен исполняться. «Dura lex sed lex“ — Закон суров, но это закон, — как говорили ещё римляне.
Сила законов заключается в их относительной незыблемости. Если же законы начинают произвольно изменяться, то они теряют свою силу по ряду причин:
— частое изменение законов ставит под сомнение их качество. Это заметно ослабляет механизм сознательного подчинения закону — люди начинают подчиняться не закону, а силе, обстоятельствам. Ставится под сомнение принцип справедливости закона. А без справедливости — законы мертвы.
— законов бездна! Но их относительно мало. Для полноценного существования общества их требуется свыше двухсот тысяч. Законодатель (Госдума) их принимает порядка пятисот в год. Значит, в правовом государстве мы окажемся только через четыреста лет;
— для изучения законов как гражданами, так и чиновниками, для приобретения навыков пользования ими требуются условия и время; у простого человека их, как правило, нет — это для чиновника оплачиваемая работа, для остальных же обуза. Но не знание законов не освобождает от ответственности.
— в обществе появляются силы, стремящиеся и способные использовать образующийся правовой вакуум и неразбериху в собственных корыстных целях;
— возникают вопросы доверия к власти, что за силы стоят у власти? Каковы их цели? И так ли уж необходимо этим силам и принимаемым ими законам подчиняться? То-есть речь идет о правовом нигилизме — уже не о качестве законов, а о честности законодателя. Законодатель теряет презумпцию невиновности и обязан доказывать, что выражает мнение народа, а не третьих сил;
Для существования государства законы необходимы и обязательны. Но для простого человека проще и надёжнее ориентироваться на добродетели усвоенные с молоком матери, полученные в процессе воспитания, приобретённые опытом жизни. Поэтому для существования справедливого, свободного, процветающего, всегда современного общества, необходим правовой симбиоз государственных законов и личных добродетелей граждан. синергетически направленных на процветание общества, на свободу и благосостояние граждан. Только в богатой и свободной стране — богатые и свободные граждане! И только там, где честные, трудолюбивые и ответственные граждане свободны и богаты, — свободная и богатая страна.
Без этого — никуда! Иначе, всё, что было создано вашим трудом сегодня, будет извращено, оболгано, растоптано будущими безответственными реформаторами, «ревизионистами», не имеющими ничего за душой.