04.04.2212 г.
Отрывок из романа «Когда боги бессильны». Книга 2 «Лотосы»
……………
Они перешли к костру, где Егор занялся костром, а Андрей рыбой. Вооружившись ножом, он продолжил:
— Хочу помочь вечному ученику, с его большой душой, изнемогающей под тяжестью вопросов обрести точку опоры в системе координат личности. Кроме координат пространства и времени, определяющим место и время жизни личности, важной является координата религии или её заменяющей философии жизни, определяющая поведение личности. Большевики, не создав развитой философии жизни, объявили религию «опиумом для народа», разрушили понятия добра и зла, правды и лжи, света и тьмы, лишили русского человека опоры. А зря! Во что-то надо верить. На Западе вера тоже была принесена в жертву прогрессу и человек всё больше и больше отчуждается от вечных истин христианства, разучился руководствоваться ими, умственно и нравственно вырождается и идёт навстречу великому культурному кризису. Этот кризис, породивший призрак коммунизма, как мёртвую тупиковую ветвь западного рационализма, в революционном порядке принесённый в Россию с Запада, потряс все моральные и нравственные устои русского общества, в одночасье превратил человека-личность в индивидуума озабоченного материальным, а обезличенный народ в трудящиеся массы. А тех, кто пытался остаться личностью гнали прочь, гноили в лагерях, безжалостно уничтожали. Но всех не перевешаешь! И в трудную минуту, когда решалась судьба страны и его лично, главный гонитель Сталин, обратился к «трудящимся массам» чисто по-христиански: «Братья и сестры». И по-христиански был прощён. С его именем шли в бой, гибли, одержали победу.
— Я так понял тебя: Бог творец создал человека, как творческую личность, и сказал: «Поглядим, что ты там натворишь»? А преобразование мира – мучительный творческий процесс, требует глубокой веры в свои убеждения, а иногда и самопожертвования. Борцы за свои убеждения страдали и умирали, но не отрекались от своих убеждений, от своей веры. Тела их, в ожидании гибели, в ужасе вопили, что их жертвы напрасны, но их бессмертные души убеждали их, что высшие ценности, ради которых стоит страдать и умирать, существуют, так как природа человеческая не материалистическая, а духовная. У тебя есть пример такого самопожертвования?
— Пример творческой личности, указавшей путь, преобразующей мир, своей волей и мужеством возвысившейся над хаосом человеческих отношений, личности выстраданной человечеством, – это тот, кто, будучи сыном божьим, смиренно умывает ноги своим ученикам. Тот, кто истекая кровью, осмеянный, оклеветанный, оплёванный, избитый и распятый, с высоты голгофского креста, будучи Богом, праведным и всемогущим – одного гневного Его взгляда хватило бы, чтобы сдунуть, как пыль, всю эту лживую неправедную жаждущую крови толпу, весь этот, погрязший в мерзостях мир, – смиренно взывает к любви и кротко просит, Отца Своего: «Боже, Боже, прости им, ибо не ведают, что творят».
— Среди лжи и предательства, злобы и ненависти иуд и фарисеев Он, Бог-Искупитель, отдаёт миру свою жизнь и любовь, жертвует собой в искупление накопившихся грехов человеческих, ибо он то ведает, когда сумма человеческих пороков превысит Любовь, то мир погрузится в бездну хаоса? И тогда ни Бог Отец, ни Он – Сын Божий, ни Дух Святой, все боги мира будут бессильны помочь людям?!
— Наверное, это так. И неважно был ли Иисус Христос реальной личностью или нет. Но Он, сам по себе выстраданная мечта, вифлеемская звезда человечества, которая указывает путь развития творческой личности, как поиск истины и справедливости путём смирения и надежды, любви и совести, добра и красоты. Даже если на этом пути придётся жертвовать жизнью.
— Заметь, что это был бессмертный Бог, который ведал, что, когда кончится этот спектакль, Он сядет одесную рядом с Отцем Своим, и будет судить грехи человеческие. Каково же им, простым смертным, идущим на смерть, знающим, что их единственная и драгоценная жизнь никогда не повторится? Но ведь шли и идут на смерть во имя идеи, творчества, чтобы упрямо шепнуть перед лицом небытия: «А всё-таки она вертится»
— Настоящее творчество, творческая личность, всегда созвучны с идеей любви и ответственности за судьбы мира. И в основе идеи Христа лежит духовное единение человека и бога-искупителя. Только такое творчество поможет человеку избавиться от тщеславия и гордыни. Проявить сочувствие и жертвенную любовь, способность никому не причинять вреда. Я верю в Россию! В её душу! Верю, что вечный ученик, когда-то чему-то научится. Спасёт жизнь на земле, очистит и облагородит её. И не верю индивидуалистам Запада.
— Значит, чтобы быть человеком, творческой личностью, созидать и не навредить, надо верить? Дед, которому я верю, говорил тоже: «Бог любит каждого, но если ты любишь Бога – твори добро, живи в чистоте и радости, стань здоровым и богатым – и щедрому воздастся». Убеждал меня, чтобы я впустил в душу Бога. Зачем мне его впускать? Бог всегда присутствовал в моей душе! Но я не верю ни попам, ни их легендам. Как мне быть?
— Я сам не знаю, как мне быть. Как бывший пионер и комсомолец, как лицо публичное – преподаватель, я обязан быть атеистом. Но логика вопиёт. Называя себя атеистом, я сдаю своё духовное пространство материалистическим индивидам, носителям бездуховности, и обязуюсь считать личностями разного рода убийц, проливших моря крови, казнокрадов, укрывшихся во власти, воров, достигших успеха, лиц, своим «творчеством», создающим бездуховное пространство и разрушающим морально-этические нормы народа. Тем самым прерывающим духовную и культурную преемственность поколений, после чего утратятся лучшие черты русского человека. А ты знаешь, как звучит слово атеист на санскрите?
— Как?
— Как? Как?… Мудак!
— Это ты меня обозвал мудаком? За что? – Удивился Егор. – Я этого не потерплю.
— Нет, это я себя обозвал мудаком. И, к сожалению, вынужден терпеть. Мудха, мудака – это звучание слов «грязь», «невежда», «безбожник» на санскрите. Видно, ещё в доисторические, пещерные времена допекли своих сородичей индивидуалисты-атеисты, ставящие свои материальные шкурные интересы выше общественных и духовных. А словосочетание агрессивный безбожник, воинствующий атеист на санскрите, вообще, звучит как – «хам».
Егор рассмеялся.
— Не завидный у атеистов выбор: быть либо мудаком, либо хамом.
— Но у страны воинствующих атеистов вообще нет выбора. Она, однозначно, страна победившего хама.
— От чего может погибнуть Россия?
— Все многонациональные империи гибли одинаково. Вначале было слово. Идея, которая объединяет людей. Формируется общественный договор. Потом появляются герои, которые готовы жертвовать своими жизнями ради идеи. Создаётся армия, судопроизводство, формируются морально-этические нормы, традиции и культурное пространство страны. И пока герои, ставящие исполнение долга перед родиной выше собственных интересов, составляют большинство, государство существует и развивается. Потом появляются «чужие», которым по тем или иным причинам, пришлось покинуть культурное пространство своей страны, но не принявшие культуру принимающей страны. Или свои изгои, преклоняющиеся перед чужой культурой. Со временем они находят свою нишу и, оставаясь «чужими», выступают уже в роли разрушителей, которые получают выгоду из холодного отстранённого отношения к стране пребывания, пренебрежения к её культурным традициям, к её духовным ценностям, к своим обязанностям. Они верят, что деньги решают всё, и чужды моральным ценностям и обязательствам.
— Об этом же говорил и Руссо: «Как только служение обществу перестает быть главным делом граждан, и они начинают служить ему своими кошельками, а не самолично, — государство уже близко к разрушению». — Подтвердила Инна.
— Они алчны и ненасытны. – Продолжил Андрей – Им неведома любовь, сострадание, законопослушание. Законы нужны только для того, чтобы искать в них бреши и покупать судей. Они обманывают партнёров, меняют правила игры, стоят между культур в центре афер. Им безразличны судьбы родины, её природы, её граждан. Они индивидуалисты-потребители, которые никогда не станут личностями, способными отвечать за свои поступки. Коррупцией они растлевают граждан, делая их бездуховными индивидами, разрушают культурное пространство страны, морально-этические нормы, судопроизводство, те связующие нити, которые связывают граждан воедино. Общественный договор разрушается и могучее государство, казалось бы, способное стоять века, рассыпается на глазах. Достаточно какого-то малого внешнего толчка и оно рушится, как идол, источенный червями коррупции. Так случилось с Египтом, Персией, Элладой, Римом. Так случится и с Россией.
— Значит веротерпимость, толерантность – запретные слова? И всех инородцев лопатой по черепу, чтобы не гадили? Бей жидов – спасай Россию? – недоверчиво усмехнулся Егор.
— Может быть, ты меня неправильно понял? — Вскинулся Андрей — Я рассказал тебе об энетах-словенах, упоминаемых Гомером в Илиаде, как о единственном племени, пришедшем на помощь осаждённой Трое. Потом с разгромом хеттского государства, они ушли в Европу и отмечены Геродотом на берегу Эридана, как поставщики янтаря. О венетах, расселившихся вдоль «Янтарного пути», об их потомках славянах, я рассказывал не для того, чтобы ты сделал вывод, что мы такие древние, такие уникальные и неприкасаемые. Я говорил о том, что наши прародители, в доисторические времена, сойдя с волжских и днепровских круч и, прошагав всё пространство Евразии, везде демонстрировали верность языку и традициям, терпение и терпимость. Это позволяло им ассимилировать племена, и самим вливаться в другие этносы. И в рамках индоевропейского единства англичане и афганцы, греки и скандинавы, немцы и иранцы, французы и индийцы все они нам стоюродные братья. Конечно, свары могут быть и между родными братьями. Но я не об этом. Многонациональное государство, где живут люди разных культур, это красиво. Это интересно. Это благо, потому что это позволяет брать лучшее из другой культуры. Но это при условии уважения законов и культуры страны пребывания. И если заводятся черви или крысы, коррупцией разъедающие единое культурное пространство, морально-этические нормы, судопроизводство и национальное единство страны то, чем их уничтожать: стрихнином, лопатой или патронами не имеет значения. Мой совет – патронов не жалеть. На войне, как на войне! Государство имеет право защищаться!
— Но порой развалины государства симпатичнее самого государства.
— России это не грозит. Мы никогда не посягали на самобытность других народов. Даже в центре России живут народы, пожелавшие сохранить свой язык и самобытность.
— И как погибли древняя Греция и Рим?
— Эллада никогда не была единой. Спарта, Аттика, Беотия, Этолия, лишь малая часть государств расположившихся на Балканском полуострове, жители которых считали себя греками. Эти государства разные в своём развитии, в своей организации, говорили на своих диалектах. Временами они воевали друг с другом, временами объединялись для отражения вторжений. Прилегающие к ним Фракия и Македония были населены иными народами, которых греки считали варварами, но они были тесно связаны с греческими полисами. Ярко вспыхнувшая звезда Эллады, которая стала путеводной звездой для будущей европейской цивилизации, своим совершенством античного искусства, философии, театра, поэзии, демократии, героизма воинов и военного искусства, была обязана своим героям. Героям, о которых современники писали как о тех, кто всю жизнь проводит в трудах и опасностях, и не знает другого удовольствия, кроме исполнения долга.
Но время героев, ковавших величие и славу Афин, Спарты, Фив, безвозвратно ушло в прошлое. Прошло всего лишь двести лет и от былого величия не осталось и следа. После сокрушительных побед Александра Македонского Эллада встала в центре мира многонациональной, многокультурной страной, после чего тихо и незаметно превратилась из страны одухотворённых героев в страну бездуховных индивидов, обывателей, которые желали лишь спокойной и сытой жизни, комфорта и материального благополучия. За всем этим стояли коррупция, лень и глупость. Политическая и интеллектуальная свобода требовала ума, ответственности и тяжелой работы. Но легче повиноваться царю, чем участвовать в демократическом управлении государством; легче подкупить судью, чем убедить в своей правоте суд присяжных; Легче предаваться праздности в бане с гетерой, чем тренироваться в гимнасии, легче оплачивать содержание армии, чем самому служить в ней. легче купить свободу своей родины за деньги, нежели жертвовать за нее своими жизнями на полях сражений. Вместо того чтобы воспитывать героев, эллины предпочитали вообще не иметь детей, чтобы не обременять себя лишними заботами. Коррупция и бездуховность разрушили понятия чести и справедливости, красоты и долга. Бесконечные войны полисов, «всех против всех», разрушили правовое поле, наводнив страну шайками разбойников. И быстрое завоевание Греции Римом греки сочли благом.
— И блистательная Эллада стала захудалой провинцией Рима?
— Что, с точки зрения индивида материалиста, стоят духовность, нравственность и мораль? Ничего! И разговоры об этом могут вызвать у него смех.
— И мне моралистов жаль! Иной насладится трижды, Пока ты блюдёшь мораль! – Продекламировал Егор, вспомнив Гену Слоника.
— Что такое совесть? Любовь к ближним? Справедливость и сострадание? – Ничто! – продолжил Андрей. – Но люди без совести не создадут ни общества, ни государства. А уже века существующее государство погибнет, как только его граждане потеряют совесть. Без справедливости и любви к ближнему все законы будут глупы и жестоки. Без любви и сострадания не может быть ни медицины, ни образования. И многое другое, растеряв которое, блистательная Эллада стала самой бедной и захудалой провинцией Рима.
Когда рыба была почищена, а костёр разгорелся снова, они вернулись на свои бревна-сиденья и продолжили интересный для них разговор:
— Как это случилось с Римом? – С интересом спросил Егор.
— Учебники говорят, что Рим погубил непроизводительный рабский труд. Нежелание рабов работать на рабовладельцев. Их восстания. У меня другая трактовка его гибели.
Унаследованное от этрусков подсечное земледелие заключалось в том, что поле обрабатывалось, пока оно было плодородно, затем оно бросалось, а его хозяин выбирал себе дубраву, сжигал её, раскорчёвывал и пользовался этим новым полем, пока оно было плодородно. Затем уходил в новую дубраву и так далее. Такое земледелие требовало public area – свободной общественной земли и огромного трудолюбия. С трудолюбием у колонов, римских земледельцев, был порядок, а с public area всегда стычки. Чтобы обеспечить растущее население новыми дубравами Риму требовались новые колонии, и это определяло агрессивную политику Рима. Сложился общественный договор, по которому свободные трудолюбивые колоны обрабатывают землю, рожают и воспитывают детей, которые становятся римскими гражданами земледельцами, учёными, чиновниками, сенаторами, воинами, полководцами и те, в свою очередь, работают на защиту рубежей, на расширение и процветание римской державы. В этот период, римский этнос переживал пору своего расцвета и не испытывал недостатка в героях, проводящих жизнь в трудах и опасностях, и не знающих другого удовольствия, кроме исполнения долга, готовых гибнуть за отечество. Муций Сцевола, и множество ему подобных, наверное, были созданы патриотической легендой, но именно они служили идеалом поведения. Римляне того времени могли проиграть сражение, но они ни разу не проиграли войны. Это продолжалось вплоть до завоевания Греции. Завоёванные греки, подобно сифилису, передали все свои пороки бездуховных индивидов обывателей, озабоченных только материально-практическими нуждами и удовольствиями, своим римским завоевателям. Потом выходцы из Греции и Азии, купив себе римское гражданство, стали ломать земельные отношения Рима, вытесняя малопроизводительное подсечное земледелие свободных колонов латифундиями крупных землевладельцев. Под их управлением высокопроизводительный рабский труд в огромных латифундиях, оснащённых передовым инвентарём, агротехникой и урожайными сортами, стал давать много хлеба, но оставил без работы, выбросил на улицу всех колонов. Тем самым нарушился общественный договор, сломался стержень, которым крепка была римская держава. И свободные трудолюбивые колоны перестали исполнять свой гражданский долг: обрабатывать землю, рожать и воспитывать детей, которые должны были стать римскими гражданами земледельцами, сенаторами, воинами, полководцами, работающими на мощь и процветание империи. И время героев, ковавших величие и славу Рима, безвозвратно кануло в Лету. Брошенные и преданные властями, погрязшими в роскоши, разврате и интригах, они, бесприютные, но свободные граждане, растеряно бродили по улицам Рима, требуя хлеба и зрелищ. И могучая в прошлом империя пала под нашествием варваров, которым уже некому было противостоять. Рухнула, как идол, источенный червями безнравственности и коррупции.
— Да, коррупция, безнравственность и бездуховность, как сифилис для общества! Связанные с развратными действиями асоциальных групп, они так же прилипчивы и так же разрушительны. Хаос жесток ко всем, кто предался порокам и предал свою любовь. Ко всем, кто остановился в своём развитии. Но это дела давно минувших дней и старины далёкие преданья. А, Россия, что день грядущий ей готовит?
— Его мой взор напрасно ловит – улыбнулся Андрей. Но я могу предположить, что гонку вооружений мы проиграем, по сказанным уже причинам. Политические системы, базирующиеся на лжи, страхе и насилии, могут существовать только во враждебном окружении, создав или придумав себе врагов. Но они исторически обречены во время мирного сосуществования. После Карибского кризиса, когда Кеннеди и Хрущев подошли вплотную и заглянули в глаза ядерной войне и оба в страхе содрогнулись, мы обречены на мирное сосуществование, на холодную войну и, значит, на мирное поражение. Ни одна бомба не упадёт, ни один солдат не вступит на нашу территорию, но поражение будет сокрушительным, как в настоящей войне. Это потеря территорий, страдания и убыль населения, развал экономики. Но Россия выживет. Обязана выжить! Сильная и открытая, она нужна миру.
— Индивиды, персоны-маски, западные приземлённые люди нанесут поражение личностям, вечным ученикам, открытым для будущего? Разве это не поражение России? Славян? Венетов? С их рабским девизом: терпение и терпимость? Может, хватит, натерпелись!
— Нет, это не поражение России, это поражение временщиков, извративших природную суть России, её исторический опыт, её исторический путь, пытавшихся уничтожить личность вечного ученика, человека, на всём пространстве России. Временщиков, назначивших себя элитой, превративших сограждан в бездуховных индивидов, в трудящиеся массы, в безликих солдат, готовых за малую материальную подачку выполнять любой их приказ, любую волю. Нет, это не поражение России, это её спасение. За что мы должны быть благодарными нашим западным братьям. А терпение и терпимость — это великое достоинство, позволяющее нам выживать на всех поворотах истории.
— После долгой и, столь ими любимой, охоты временщиков на личность, на человека, не сложится ли ситуация, как в русской поговорке: «людей много, а человеков нет!»? И куда денутся воинствующие атеисты из страны победившего хама?
— За самых воинствующих атеистов не беспокойся – они уйдут в попы. Смеёшься? А я серьёзно. Я знаком со многими преподавателями атеизма, люди грамотные в вопросах религии, хоть сейчас в попы. Я многому у них научился. Остальные уйдут в подсвечники. Будут стоять в церквах, в первых рядах молящихся, со свечками в руках. За русского человека тоже не беспокойся, много людей погибло, но русский язык жив. Язык, как средоточие исторического и духовного опыта русского народа, его мудрости, по-прежнему сохраняет идеалы братства, духовного единства всего рода человеческого. Является животворящим источником человечности. Мы с тобой тому пример.
— Пока не материмся! Но я и сейчас не верю попам, как же я буду верить перевёртышам? Впрочем, после собора 1667 года, расколовшего русскую православную церковь, она всегда была полна стукачей и перевёртышей. За что и поплатилась. Чему же должен научиться русский человек, пройдя эту школу хамов и мудаков? Или он так и останется вечным учеником, мальчиком для битья розгами?
— Чему должен научиться? Прежде всего, любить себя, уважать себя! Не полюбив себя, не сможешь возлюбить ближнего своего, не сможешь уважать его. А это не твоё желание или нежелание, быть или не быть, любить или не любить, а прямая обязанность человека, как социального существа, не способного выжить вне общества. Обязанность услышать ближних и подчинить себя, свой свободный выбор деятельности на пользу общества.
— Свобода, свободный выбор, непременное условие, шанс, данный индивиду, чтобы стать личностью. Но, подчинив себя чувству долга, сделав свой свободный выбор – ты становишься не свободным. Свобода — это всегда самоограничение. А самоограничение это уже несвобода. Неувязочка.
— Абсолютной свободы не бывает! Даже ревущий поток в реке, даже сметающая всё на своём пути горная лавина, ограничены берегами и законом гравитации. Абсолютный волк – свободен абсолютно. Но не дай бог ему нарушить законы стаи! Стая порвёт его, как безродного пса. Не самоограничение, а произвольный выбор всегда есть несвобода, ибо он означает, что ты не способен контролировать свои действия и совершаешь их под давлением каких-либо прихотей или случайных влияний. Что ты не способен отвечать за свои поступки. Не ценишь свою свободу! И, как результат своих неконтролируемых поступков, ты теряешь свободу, а бывает и жизнь. Только ответственный – свободен и только свободный – ответственен.
— Свобода выбора предполагает, что личность, подчиняет свои действия своим установкам, убеждениям, принципам, которых она придерживается независимо от тех или иных преходящих обстоятельств?
— Важнейшую роль здесь играют нравственные принципы личности и вечная, каторжная работа внутреннего контролёра своих поступков – Совести, его единение с богом Любовь. Чтобы благодаря самоограничению, умению «властвовать над собой», благодаря самодисциплине сохранить независимость, способность сопротивляться внешнему принуждению, сохранить свою свободу. Всегда помнить, что Свобода — это добровольное иго. Легко и с удовольствием нести своё добровольное иго. Быть уверенным, что «иго мое благó и бремя моё легко».
— Значит, человек, прежде всего, должен научиться нести иго самоограничения, чтобы снова начать считать абсолютной ценностью свою личность и свою свободу. Научиться любить уважать своё Я, не унижая Мы. Потому что только Мы совместным трудом можем создать среду обитания достойную для моего Я. Возможно ли это в стране мудаков и хамов, чьи принципы: ложь, страх и насилие над личностью, над Я?
— Нет, невозможно! Здесь, можно только приспособиться, чтобы выжить. Но мы говорим о том времени, когда хам загонит себя в угол, и вынужден будет капитулировать. И тогда эта наша беспринципная способность приспосабливаться, навязанная нам хамами безнравственность, как неумение и нежелание любить и уважать себя и ближнего своего, ценить свою и его свободу, в условиях появившейся свободы – свободы выбора и свободы слова будет нам страшнее вражеских бомб и снарядов. И приведёт к войне всех против всех, к неисчислимым жертвам и потерям. Наши победители, я думаю, оставят нам Россию, но сохраним ли мы её после этого, для меня большой вопрос. Смена духовных ценностей, координат личности, ломка общественных отношений, форм собственности, взлёт коррупции, растление граждан, разрушение морально-этических норм, справедливости судов, всё это поставит её на грань гибели. Для того, чтобы её культура, её экономика, её духовность заработали в полной мере, нужно будет гражданское общество, нужен будет новый человек, в полном формате его культурной, социальной и духовной ответственности. Появление массового героя, кто всю жизнь проводит в трудах и опасностях, и не знает другого удовольствия, кроме исполнения долга. Героя, который, на всех уровнях социальной лестницы, готов взять на себя ответственность за своё дело: если не я, то кто же? Героя, который во всём спектре своей деятельности руководствуется принципом: не навреди. Для этого нужно время. Много времени! Сколько? И возможно ли это вообще? Я не знаю.
Андрей оглянулся на солнце, клонящееся к закату, задумался и, глядя на мелководье, покрытое мелкой рябью волн, грустно добавил:
— Противно, конечно, жить в несвободном обществе среди хамов и мудаков. Но жить в условиях абсолютной свободы среди либерал-фашистов, исповедующих свободу, как вседозволенность – страшно. Безнравственных циников, болтающих о свободе, как о высшей ценности, но, уничтожающих свой народ и, ставящих выше всех ценностей свою свободу грабить и воровать, свой эгоизм и свои деньги. Они никого не будут расстреливать, это не их метод. Но обнищание, деградация, смертность и убыль народа будет колоссальной. «Кровавый» Сталин против них покажется ласковым щенком. Но, к сожалению, это неизбежно, как неизбежны перемены. Вопрос только в том, как быстро созреет гражданское общество, чтобы прекратить их вакханалию.
— Я тоже сомневаюсь в возможностях России нагнать упущенное время, догнать ушедший вперёд мир. При всех её недостатках Америка – великая страна! Великая, не только своими размерами, мощью вооружённых сил, экономики и численностью населения. Она велика и своим народом, где каждый рад успеху каждого. И каждый, на своём месте, помогает развиться успеху каждого, поощряя его бизнес, его стремление к созиданию, что делает богатой и Америку и каждого её гражданина. Ведь только в свободной и богатой стране может свободно жить богатый народ. Конечно, там есть борьба за прибыль, за покупателя, за клиента, есть конкуренция, но, в конечном счёте, это всегда борьба за цену, качество товаров и услуг.
— У нас же, после стольких лет охоты на личности, созидательный бизнес невозможен. Если вдруг серый индивид почувствует в себе силу и уверенность, чтобы начать своё дело, приносить пользу себе, своей семье, своей родине, то мгновенно грязные индивиды, всё те же мудаки и хамы, как вши, присосутся к нему. Взятками, поборами и вымогательствами высосут его, с удовольствием разорят и растопчут. Бизнес здесь возможен только криминальный, основанный на воровстве, казнокрадстве, обмане. Деструктивный, разоряющий страну, делающий страну бедной, а граждан нищими. И винить в этом некого. Для успеха страны необходимы перемены в сознании каждого её гражданина. Но возможно ли это? Я не знаю.
Он замолчал. Егор тоже задумался. Потом тихо сказал.
— Страшно жить в эпоху перемен! Но весь мир втягивается в эпоху глобальных перемен. И времени ни у России, ни у человечества не осталось. По моим расчётам, мы втягиваемся в какую-то временную воронку. Прогресс, двигаясь всё быстрее и быстрее, стирает границы, общественные отношения, морально-этические нормы, сотрёт самого человека, всё человечество. Не будет ни эллинов, ни иудеев, ни американцев, ни русских, ни индивидов, ни личностей, ни богов, ни религий. Последние двадцать пять веков, изменившие жизнь человека, покажутся милой суетой по сравнению с последующими двадцатью пятью десятилетиями, меняющими сущность человека.
— Новый конец света?
— Катастрофа даже не планетарного, а вселенского масштаба!
— Полный абзац всему? Мне смеяться или плакать? Сейчас или потом, когда ты мне расскажешь про своё очевидное и невероятное? — Недоверчиво усмехнулся Андрей.
— Я думаю, что мир, возникший после Большого взрыва и видимый в телескопы, не вся наша Вселенная. Наш четырёхмерный Мир пространства-времени включён в Мир большего числа измерений как матрёшка в матрёшку. При этом может быть наша Вселенная – это всего лишь краткая вспышка в какой-то другой вселенной. Вполне возможно, что различные вселенные образуют некую упорядоченную структуру в охватывающем их гиперпространстве и именно множественность миров обеспечивает уникальность и стабильность каждого из них.
— Конечно, мы многое не знаем о Вселенной, но астрономы, следящие за её расширением, ничего не говорят о грозящей вселенской катастрофе.
— Не много в мире универсальных законов, но один из универсальных законов — это то, что любой затухающий процесс затухает по экспоненте. Так тормозит разогнавшийся автомобиль, так затухают волны на глади озера, так остывает нагретое тело, так остывает Вселенная. Экспоненциальную зависимость имеют и развивающиеся структуры, например, рост числа бактерий в питательной среде, информационная энтропия развивающихся систем. Большой взрыв произошёл четырнадцать миллиардов двести миллионов лет тому назад.
— И это у тебя отправная точка?
— Да. Я произвёл расчёт и составил мирохронологическую таблицу истории развития мира и человечества, используя экспоненциальную зависимость, как меру роста информационной энтропии развивающейся системы, разбил время, прошедшее со времён Большого взрыва, на множество периодов – эонов, кратных степени числа е равное 2,71828. Эон – промежуток времени могущий содержать множество эр.
Получилось, что каждый эон — это новая качественная ступень развития мира и общества. Разделив число 14,2 миллиарда лет, прошедших со времён Большого взрыва, на число е, получил число 5,2. Это время начала второго эона. Разница между этими числами даёт продолжительность первого эона – примерно 9 миллиардов лет. Это время остывания плазмы, образовавшейся в результате взрыва. Разделив 5,2 миллиарда лет на число е, получил число 1,9. Это начало третьего эона. Разница между этими числами даёт продолжительность второго эона – примерно 3,3 миллиардов лет. И так далее, до тридцатого эона, когда продолжительность эона станет меньше одного дня. Своё бытиё я отнёс к восемнадцатому эону, хотя надеюсь пожить и в девятнадцатом.
— Мирохронологическая таблица истории развития Вселенной со времён Большого взрыва, вошедшая в мировую классификацию как Егоркина грамота? – шутливо спросил Тюльпанов. – Валяй!
— Первый эон — плазменный. После Большого взрыва плазма остывает почти 9 миллиардов лет
Второй эон — планетарный. Остывающая плазма формирует солнечную систему между пятым и вторым миллиардом лет тому назад. Геологический возраст планеты Земля четыре с половиной миллиарда лет.
Третий эон — океанический. Начало два миллиарда лет тому назад, конец семьсот миллионов лет тому назад. По мере остывания Земли образовался океан, первый материк, одноклеточные организмы и многоклеточные водоросли.
Четвёртый эон — витальный. В прибрежной зоне поселились многоклеточные животные. Начало эона 706 миллионов лет тому назад. Длительность — 466 миллиона лет.
Пятый эон – гербальный. Сушу занимают деревья, пресмыкающиеся и динозавры. Начало эона 260 миллионов лет тому назад. Длительность — 164 миллиона лет.
Шестой эон — теплокровный. Сушу занимают теплокровные млекопитающие. Начало эона 96 миллионов лет тому назад. Длительность — 60 миллионов лет. Методом проб и ошибок появилось многообразие видов живых организмов, где каждый вид служит звеном в пищевой цепочке для организмов наиболее приспособленных к окружающей среде. В борьбе видов, жизнь организма, выживаемость вида вручается, как приз, за умение приспособиться к вечно изменяющемуся миру, найти свою нишу. Те виды, которые не способны противостоять агрессии окружающей среды или отвечают на неё массовым воспроизводством или исчезают.
Седьмой эон — приматы. Появляются обезьяны. Начинается эволюция человека как процесс появления и вымирания множества тупиковых генераций обезьян. Можно сказать, что поле эволюции человека, как поле битвы за разум, усеяно трупами приматов, тупиковыми звеньями их эволюции. Начало эона 36 миллионов лет тому назад. Длительность — 22 миллиона лет.
Восьмой эон — переходный. Обезьяны спускаются с деревьев на землю. От них отходят более развитые австралопитеки. Начало эона 13 миллионов лет тому назад. Длительность — 8 миллионов лет.
Девятый эон — гоминидный. Граница Верхнего палеолита. Появляются прямоходящие приматы гоминиды, которые используют камни и палки в качестве орудий. Начало эона 4,7 миллионов лет тому назад. Длительность — 3 миллиона лет.
Десятый эон — инструментальный. На смену гоминидам приходят питекантропы. Они уже делают орудия труда: каменные рубила, скребки. Начало эона 1,75 миллионов лет тому назад. Длительность — 1,1 миллиона лет.
Одиннадцатый эон — огненный. На смену питекантропам приходят неандертальцы. Они используют огонь и одежду. Начало эона 650 тысяч лет тому назад. Длительность – 400 тысяч лет.
Двенадцатый эон — вербальный. Из неандертальцев развивается современный Homo sapiens осваивающий речевые навыки, создающий язык общения. Начало эона 234 тысячи лет тому назад. Продолжительность 150 тысяч лет.
Тринадцатый эон — пещерный. Средний палеолит. Освоив язык Homo sapiens, осваивает общение и вносит в свою жизнь элементы культуры в виде наскальных рисунков. Первые календари. Тотемы, мифы, божества. Начало эона 85 тысяч лет тому назад. Продолжительность 55 тысяч лет.
Четырнадцатый эон — каменный. Завершает Нижний палеолит. Конец стаи, начало семейных отношений. Войны за выживание. Начало – 30 тысяч лет тому назад, длительность – 20 тысяч лет.
Пятнадцатый эон — бронзовый. Возникают поселения, первые города, письменность, религии. Возникают войны для захвата рабов. Начало десять тысяч лет тому назад — длительность 7,5 тысяч лет.
— Удивительное совпадение! Мы, вообще то, появление бронзы как сплава меди, датируем четвёртым тысячелетием до новой эры, но применение самородной меди в орудиях труда отмечено уже в восьмом тысячелетии. Всё в рамках диапазона. И каменный эон кончился не, потому что кончились камни, а потому что новый эон ставил перед Homo sapiens новые задачи для решения которых требовались новые материалы.
— Бронза появилась у шумеров. Кто эти шумеры? Куда ушли? Откуда пришли? Как они добыли олово там, где его нет? Может быть, бронза была у них изначально, и появилась тогда, когда была востребована.
— Объём древних разработок медной руды на Урале и Алтае составляет десятки миллионов пудов, значит меди выплавлено сотни тысяч пудов. И перемещено в неизвестном направлении. Промышленная добыча меди, очевидно, осуществлялась вахтовым методом, и доставлялась конвоями по неспокойной степи в метрополии, продолжалась сотни лет, потом неожиданно прервалась во втором тысячелетии до новой эры. Кем добывалась? Следов нашествия не видно. Мастера бросили производство, и ушли организованно. Куда ушли?
— Может быть, сожгли все леса, и остались без топлива?
— Нет! Леса, конечно, поредели, но их было ещё достаточно, чтобы поддерживать и жизнь и металлургию. Что-то произошло в метрополии. Взрыв вулкана на острове Санторин, погубивший микенскую цивилизацию? Или Троянская война, как начало вторжения на Ближний Восток народов моря, погубивших хеттскую державу? Хетты, талантливый народ, пришли на Ближний Восток с севера, в короткий срок создали мощную цивилизацию, дали миру железо и исчезли в просторах восточной Европы, вытесненные народами моря. Вопрос на засыпку: какая связь между ослом и талантом?
— Осёл – символ глупости и упрямства животного, а талант – мера ума и находчивости человека, позволяющие ему управлять ослами. – попробовал отшутиться Егор.
— Талант не только дар божий, мера ума и находчивости, но и мера веса равная трём тысячам сиклей, или двадцати четырём килограммам и шестистам граммам. Мера веса, приспособленная к грузоподъёмности осла. Два слитка меди, каждый по одному таланту, вешались на спины ослов и перемещались ими на большие расстояния. Так, что человек, доставивший с далёкого, мифического Рифея-Урала, в условиях непомерного риска, караван ослов гружённых медью считался человеком, одарённым талантами предприимчивости, ума и находчивости.
— И ещё неизвестно, кто дал миру больше талантов – ослы или люди! – пошутил Егор. – Шестнадцатый эон — железный. Характеризуется переходом на изготовление железных орудий. Возникают войны за территории. Начало в 2132 году до н.э. окончание в 614 году н.э.
— Металлурги Южного Урала, богатого не только медной рудой, но и железной, наверное, случайно, кроме выплавки меди освоили ещё и выплавку железа, первыми оценив его превосходство перед медью. А железные руды есть везде. И хетты организованно ушли с Южного Урала на Ближний Восток, поближе к рынкам сбыта. Они там быстро освоились, укрепились, стали производителями железных мечей, боевых колёсниц, ободов для колёс, подков, лемехов для вспашки. Стали сильными и богатыми. Но богатый ещё не значит счастливый. Чужие таланты и богатство рождают зависть. И Троя была повержена.
— Надо отдать должное победителям. Они не удовлетворились захватом красивых хеттеянок Елены Прекрасной, пророчицы Кассандры и других. Они восприняли знания и умение хеттов, развили их и понесли дальше в европейскую цивилизацию.
Семнадцатый эон — аграрный. С 614 года по 1624 год. Переход на железные орудия труда создал условия для роста производительности аграрного производства, роста сельского населения. А избыток населения — это кровопролитные войны за межу, границу, идею, религию.
Восемнадцатый эон — индустриальный. Начало в 1624 году окончание в 1996 году. Характеризуется массовым производством предметов потребления. Кровопролитные войны за ресурсы и рынки сбыта. Замечания есть?
— Узнаю, наш эон! Но гильдии купцов конкурировали за рынки сбыта ещё в аграрном веке.
— Всему своё время! Герон экспериментировал с силой пара ещё в железном веке, а Леонардо да Винчи рисовал танки и вертолёты в аграрном веке. Но для того, чтобы они появились в веке индустриальном, нужно было, чтобы Уатт изобрёл паровой двигатель, а Дизель изобрёл дизельный двигатель, и началось их промышленное изготовление.
— Принято. Удивительно, но всё в рамках диапазонов. Продолжай. Надеюсь, человеческая история не остановилась в восемнадцатом эоне.
— Девятнадцатый эон — информационный. С 1996 года по 2132 год, продолжительность 136,7 лет. Характеризуется высокой степенью коммуникаций, стиранием национальных границ, объединением рынков сбыта, стремлением, во что бы то ни стало обеспечить высокий уровень потребления. Ресурсная база Земли будет значительно подорвана. Возможны войны за ресурсы. Эгоизм Homo sapiens не позволит преодолеть расслоение общества.
— Да, жадность, эгоизм и агрессия – визитная карточка Homo sapiens
— Двадцатый эон — бионический. С 2133 года по 2183 год. Высокий уровень потребления, знаний и технологий потребует высокого качества жизни и, прежде всего её продолжительности и здоровья. Мощные потоки информации, высочайшие скорости задач, решаемых одновременно, и требуемая мгновенная реакция на события превысит возможности человеческого тела. Поэтому будет происходить массовая замена человеческих органов на более надёжные, искусственные. Особый спрос на многофункциональные многозадачные электронные мозги. Начавшись, как модное увлечение молодёжи, оно стало формировать новую расу людей – хомокиберов. Одновременно идут два процесса. Один процесс с заменой человеческих органов на более надёжные искусственные, где человек постепенно становится хомокибером без признаков расы, национальности, пола. И процесс создания роботов с совершенным искусственным интеллектом и совершенной механикой движений. И робот постепенно становится киберхомом.
Формируются две расы киберов. Хомокиберы имеют имена, фамилии, традиции посвящения в хомокиберы, являются наследниками человека и горды тем, что им переданы священные таинства и священный огонь человеческой души, а киберхомы имеют только серии и серийные номера. Многофункциональный, параллельный, ассоциативный процесс мышления хомокибера получает колоссальное преимущество перед однонаправленным, последовательным, логическим человеческим мышлением. Это устраняет человеческую расу из всех жизненно важных сфер экономики, науки, энергетики, политики и человеческая раса становится реликтом.
— Помимо основных органов чувств, и речи служащих для приёма и обмена информацией с окружающей средой появляются новые органы для обмена потоками информации?
— Да! Двадцать первый эон – киберспейс, кибернетическое пространство. Продолжительность восемнадцать с половиной лет с 2183 года по 2201. Жители Земли с искусственными электронными мозгами объединяются в единую информационную сеть, чтобы иметь мгновенный доступ к необходимой информации. В глобальной распределённой Сети все накопленные человечеством знания, становятся знаниями каждого отдельного хомокибера. Надёжность Сети становится здоровьем хомокибера, его жизнью. В Сети, в электронных бюро, хранятся долговременная память, личные сбережения, права на движимость и недвижимость, реализуются гражданские права. Новостей нет – все обо всём узнают мгновенно. Все считают себя бессмертными, забывая тезис, что в смерти индивидуума – бессмертие вида.
— Должны возникнуть новые ориентиры, новые понятия успеха, новые понятия красоты. Новая мораль, новая философия, новая культура. Старое можно только разрушить быстро, для создания нового требуется время. Потрясения и время! А времени, как я понимаю, у человечества уже не осталось?
— Пришедшая на смену религиям и идеологиям культура, как искусство общения в совместном труде для достижения выживания, касается только хомокиберов. Культура требует цели и знаний, воли и мужества, усилия над собой и даже некоторого направляющего насилия со стороны общества. Но окружённый опекой хомокиберов и киберхомов, без труда, без цели, воли и мужества, без бога в душе и царя в голове, ориентированный на сиюминутные удовольствия, человек рвёт все нити общения с себе подобными и теряет культурные навыки.
Оставшись наедине с собой, он предаётся первобытным инстинктам: эгоизму в потреблении, жадности к удовольствиям, алчности в приобретении вещей и других пороков, делая из них своих идолов и кумиров. Человечество, как биологический вид, в массе своей продолжает своё существование. Выделившиеся из его среды хомокиберы, объединённые в единое информационное пространство, берут на себя функции, обеспечивающие оптимальное использование природных и энергетических ресурсов, функционирование промышленности и производство продуктов, предметов потребления и киберхомов для удовлетворения потребностей каждого человека. Предметов, которых требуется всё больше и больше.
— Наконец то! Осуществилась мечта человечества: «каждому по потребности». И киберхомы к услугам каждого индивида! Полная и сокрушительная победа идей коммунизма!
Андрей задумался. Потом продолжил:
— В борьбе организма за существование его тревожные чувства: страх, голод, эгоизм и инстинкт размножения побуждали его к действию, сохраняли ему жизнь и двигали вперёд развитие вида в процессе его эволюции. Человек, человеческая цивилизация и человеческая культура могли состояться, лишь как результат осознания необходимости преодоления эгоизма индивида, и проистекающими из его эгоизма одиночества, отчуждённости и страдания. Осознания необходимости наведения мостов между людьми на основе солидарности, доверия и любви. Но в этой борьбе между человеком и окружающей средой появилась третья сила, превосходящая человеческие возможности. Эта третья сила, хомокибер. Голем, созданный самим человеком. Кто он ему – друг или враг?
— Суди сам. Для исключения чувств, побуждающих к действию, тревоги, страха, голода и страдания к услугам каждого человека существует киберхом серии «Слуга», задача которого обеспечить безопасность и комфорт хозяина, заказать и приготовить ему всё необходимое, осуществить охрану и уборку его жилья и прилегающей к нему территории. Устроить его быт, так, чтобы вытеснить все тревожные чувства удовольствием.
— Наконец то! Ушли в прошлое утилитарные заботы о хлебе насущном! И свободный человек занялся свободным творчеством в дружеском общении!
— Нет! Теперь творчество доступно только хомокиберам. Дружеского общения тоже не получается так, как всеобщая сытость и отсутствие общих интересов только повышают уровни эгоизма, одиночества и отчуждённости индивида. Для компенсации этих отрицательных эмоций, порождённых эгоизмом, существует киберхом – трансформер серии «Друг», внимательно следящий за физическим и эмоциональным состоянием человека, для разнообразия общения меняющий свой облик и голос, всегда готовый выслушать и сказать только то, что от него хотят услышать. С благой целью избавить индивида от излишних страданий и доставить ему удовольствие.
— И конечная цель киберхома серии «Друг» принять последний вздох и утилизировать тело хозяина?
— Может быть! Остаётся разобраться только с половым инстинктом. Для удовлетворения этого инстинкта существует киберхом – трансформер серии «Галатея». Идеальный сексуальный партнёр, меняющий свой пол, облик, голос, стиль общения, и эмоциональное состояние в зависимости от фантазий хозяина, с целью доставить ему максимальное удовольствие.
— Сумасшедший дом с вывеской «Шоколадная фабрика рая»! – Вздохнул Тюльпанов. – Избави нас, Господи, от такой заботы. И таких удовольствий! Бедные люди! В погоне за удовольствиями они отказались от разума, контактов с сородичами, потеряли цели и смыслы жизни. Поэтому, наверное, рождение каждого ребёнка – редчайшее событие?
— За предыдущие пятьдесят лет ресурсная база Земли будет растрачена. В поисках энергии и сырья будут освоены околоземные пространства. Не хватает сырья, не хватает памяти, не хватает энергии, информации.
Двадцать второй эон – кибермутация. С 2201 года по 2208 год. Преобразование сущности человека. Глобальные знания, многофункциональность и требуемая мгновенная реакция на принятие решений окончательно гробят в хомокибере всё человеческое, меняя все его органы на протезы, добавляя новые органы чувств. Хомокиберы глобальной сети постепенно осознают себя отдельной расой человечества, сохранив агрессию и эгоизм Homo sapiens. Агрессия, эгоизм человека, какое-то время контролирует хомокиберов. Но его амбиции и неумелые действия, исходящие от архаичности его низкого интеллекта, приводят к недоразумениям, разрушениям инфраструктуры, экологическим катастрофам всё больше и больше раздражают хомокиберов. Растущие потребности человека, истощают ресурсы и, неизбежно, приводит к конфликту глобальных стратегических целей расы хомокиберов и человеческой расы.
Дорвавшись до счастья бесконтрольного и безграничного потребления, человеческая раса стала катастрофически вымирать. Но хомокиберы зависят от человеческой расы. Получив бессмертие, как возможность менять свои органы на искусственные, они потеряли возможность воспроизводить себя. Получив бессмертие, хомокиберы не смогли избегать смерти в случае несчастных случаев и катастроф. И человечество им было необходимо как источник биологического материала служащего для воспроизводства убыли хомокиберов. Поэтому, они не могут допустить полного вымирания человеческой расы. Остатки человеческой расы, собранные в концентрационных лагерях-лабораториях, охраняемых киберхомами, будут служить источником биологического материала для воспроизводства убыли хомокиберов. В лабораториях им предоставлено всё для безбедного существования и контролируемого воспроизводства.
— Грандиозно! Человечество, рвущееся в будущее, к счастью безграничного потребления, твёрдо верящее, что завтра будет лучше, чем вчера, обретёт своё счастье в кроличьих клетках и в загонах для скота!
— Двадцать третий эон – осознание катастрофы. Два с половиной года. С середины 2208 года по ноябрь 2210 года. Полтора года до катастрофы! Осознание глобальности надвигающейся катастрофы. Четырнадцать миллиардов двести миллионов лет тому назад в трёхмерном пространстве какой-то точки чёрной дыры, появилось четвёртое измерение – время. Мгновенно появились производные времени – скорость, ускорение, сила, энергия, масса. Это привело в движение всё её содержимое, и цепная реакция шарахнула на всю Вселенную Большим взрывом так, что разнесло эту дыру вдребезги, создав окружающий нас мир, нас, нашу физику, химию, астрономию, и сотни других естественных наук, изучающих законы Вселенной. Становится, очевидно, что на мир надвигается катастрофа вселенского масштаба.
— Появление нового пятого измерения? А, вообще, возможно ли, находясь внутри системы, просчитать, предусмотреть, что это за пятое измерение? Каковы его последствия? Принять меры? И хватит ли на это времени? Знаний? Мощности вычислительных сетей? Энергии для принятия контрмер? На эти вопросы, наверное, нет ответа.
— Что рыба знает о воде? Ничего! Она там плавает, живёт. Так и мы плывём в пространственно- временном континууме, называемом Вселенной. Вся энергия её солнц, её звёзд – ничто по сравнению с неизвестной, неоткрытой ещё энергией, разлитой в её просторах. Которую нельзя исчислить, как массу умноженную на квадрат скорости света. Там другие измерения, другая физика, другие сверхтекучесть и гиперскорость. Как силы поверхностного натяжения держат каплю, не давая ей растечься, так и неизведанные силы, держат эти энергии, не позволяя им прорваться в наш четырёхмерный мир. Но стоит нарушить плёнку поверхностного натяжения, как капля растечётся. Так и здесь, стоит в четырёхмерном пространстве появиться микрочастице с другими измерениями, как это будет означать, что его целостность нарушена и в этот прокол в одно мгновение хлынет вся эта энергия, рассредоточенная в пространстве сотен миллионов световых лет окрест.
— И грянет новый Большой Взрыв?
— Да. Что это будет? Рукотворная частица, как результат наших экспериментов, с целью узнать тайны Вселенной или естественный процесс её старения, я не знаю.
— Хомокиберов всё-таки жаль. В погоне за потреблением, за знанием, за бессмертием они пожертвовали всем человеческим. Теперь переживают свой конец с чисто человеческим отчаянием. Или перед смертью все равны?
— Двадцать четвёртый эон. С ноября 2210 по ноябрь 2211 года. Полгода до катастрофы. Всеобщее осознание, что мир попал во временную воронку, и назад возврата нет. Зачем в погоне за знанием, в погоне за потреблением, в погоне за бессмертием, искалечили свою человеческую сущность, став хомокиберами? Катастрофа вселенского масштаба? А Вселенную покинуть можно, только в одном случае, превратившись во вселенскую пыль? Страшно? Печально! И как упрёк ложным ценностям цитировали Екклесиаста, слова, сказанные ещё четыре тысячи лет тому назад: «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.» И вспыхнула война! Восстание против безысходности, против отчаяния!
— Война ярости и безумия. Война всех против всех?
— Эон двадцать пятый. Пошёл отсчёт. Много ли времени с ноября 2211 по январь 2212 года! Яростная война отчаяния кончалась тем, что выявленным повстанцам присылались квитанции с надписью: «Для нас ты умер, так как ты отключен от Сети.» И бессмертный хомокибер умирал от безысходности, отчаяния и одиночества, сожалея, что не может позволить себе простой человеческой слабости: напиться перед смертью.
— Агония человека? Человечества? Хомокиберов? Или тупик человеческой цивилизации?
— Эоны становились всё короче и короче, неукротимо приближаясь к тридцатому эону, прижимающему экспоненту развития Вселенной к асимптоте, вставшей на дате 04.04.2212. Одиночество и ненужность поражали хомокиберов, заставляя ржаветь их многофункциональные скорострельные мозги, так как все их попытки выйти в Сеть, кончались сообщением: «Извините, Сеть перегружена!» Очевидно, всемирное правительство все вычислительные ресурсы в отчаянии бросило на поиск петли времени, где можно было бы отсидеться, оценить масштабы катастрофы и принять меры по спасению глобальной человеческой цивилизации. А хомокиберы ржавели в одиночестве, так как свои мозги у них хотя и остались, но вся их долгосрочная память и знания были в Сети. Войны всех против всех затихли сами по себе, так как хомокиберы поняли, что все они брошены и отключены от Сети, и воевать некому против некого и нечем. На экранах информаторов появилось сообщение «До коллапса осталось 5 дней!». 4! 3! 2! 1!
— Ужас! Как хорошо, что мы живём в своём времени! В жутком, кровавом, но таком милом и уютном двадцатом веке.
— Эон тридцатый. 04.04.2212, длительность четырнадцать часов. Багровый солнечный диск поднялся над горизонтом. Все привели себя в порядок, простились друг с другом, поставили новые аккумуляторы, и прильнули к новостной сети, с тревогой ловя репортажи. В правом верхнем углу экрана информатора тревожно мигало сообщение: «До коллапса осталось 0 дней!». Японские острова трясло, как обычно. В бермудском треугольнике, опять что-то пропало. В Москве дожди. А в вечном городе, как и прежде, толпа обездоленных киберхомов требовала зрелищ и батареек …
— Так всё безнадёжно?
— Во-первых, твое отношение к достоверности «Егоркиной грамоты»?
— Обиделся? Стоит ли хранить мелкие обиды перед лицом глобальной катастрофы! Достоверность? Я уже сказал: удивительно! Конечно, границы эонов условны, процессы плавно перетекают из одного эона в другой, но всё в рамках отведённых диапазонов. А во-вторых?
— А во-вторых? Я не волшебник! Я только учусь. Хорошо учусь, стараясь понять открывшуюся мне тайну.
— И какие соображения у будущего волшебника?
— Пока тривиальные: весь мир – театр, а люди в нём актёры.
— Оригинально! – усмехнулся Андрей.
— Оригинальность в том, что все мы актёры одного театра. А театров много, как много и миров.
— Интересно!
— Ты сидишь в комнате у телевизора, смотришь спектакль Чехова. Переключаешь волну, и симфонический оркестр играет Моцарта. Переключаешь волну, и видишь ядерный гриб над атоллом Муруроа. И так далее. А, что изменилось вокруг тебя в комнате? Ничего! Невидимые радиоволны различных частот, которыми насыщено пространство твоей комнаты, искривляя её фазовое пространство, несут тебе разные картины мира.
— Хочешь сказать, что окружающий нас мир — это декорации одного спектакля, где мы по-настоящему рождаемся и по-настоящему умираем, ищем цель и правду, страстно гоняемся за прибылью, славой и любовью, боимся нищеты, презрения и ненависти – подмостки шекспировского балагана, раскинувшиеся в определённом фазовом пространстве? И наша задача, чтобы выжить в коллапсе, найти возможности менять эти фазовые пространства?
— Может быть. Может быть, это и есть пятое измерение. Возможность менять фазовые пространства, покидать этот мир, менять декорации и спектакли, ещё до коллапса этого мира. А миры – они рядом. Там, где мы говорим – пустота, располагаются вселенные.
— И соображения есть?
— Соображения есть. Знаний пока нет. Будут знания – будем думать.
Андрей с уважением посмотрел на Егора.
— Равви! Ты – сын Божий! Ты – царь Израилев! Береги себя. Учись прилежно. Может быть, для этого и существует Россия, чтобы русский вечный ученик Егор Краснов однажды спас этот мир.
— Стараемся. – улыбнулся Егор.
— Мальчики, уха готова, идите ужинать! – раздался голос Инны.