Что такое Успех?

Удача – это желательное событие, которое произошло в результате случайного стечения обстоятельств независимо от нашей воли, наших усилий. Это было характерно для древности, где охотники-собиратели жили от удачи к удаче, собирая дары природы. Теперь удача сохранилась лишь у дачи, где в ближайшем лесочке в результате случайного стечения обстоятельств мы можем набрать немного грибов. Или поймать в пруду карася. Но, как и прежде, без труда не вынешь рыбку из пруда, и каждому грибочку надо ещё поклониться. В нашем искусственном мире, где мы пытаемся контролировать все случайные обстоятельства, влияющие на нашу жизнь, чтобы добыть рыбку из пруда или купить банку грибочков, мы идём в ближайший магазин, надеясь на успех. Успех – от слова успеть, говорит о том, что и там рыбки кому-то может и не достаться. Кто не успел – тот опоздал! Что говорит о несовершенстве нашего искусственного мира и его зависимости от случайных стечений обстоятельств. И успешные люди, случайно пришедшие в этот мир на время, должны соответствовать своему времени. Осознав свою взаимозависимость от своих современников, научившись сводить до минимума свою зависимость от случайных стечений обстоятельств, должны успеть и рыбку съесть, и во власти посидеть, и в историю не влипнуть. Успех – это очень сложная наука.

Профессор Виктор Франкл был психиатром и евреем по национальности. Он стал узником лагерей смерти. Его семья погибла в газовых камерах. Сам Франкл претерпел бесчисленные унижения и не знал, что случится с ним завтра: отправят ли его в печь или же он останется живым убирать трупы и выгребать пепел сожжённых. Однажды, сидя голым в карцере, он открыл для себя то, что позже назвал «последней человеческой свободой», той свободой, которую никто из его мучителей отнять у него не мог. Фашисты могли отнять у него всё, даже жизнь, но сам Виктор Франкл являлся существом, обладающим самосознанием, и мог смотреть отстраненно на все, что с ним происходит. Его внутренняя сущность оставалась неуязвима. Он сам мог решать, какое влияние на него окажет то, что его окружает. Между воздействием и его реакцией на происходящее у него была свобода выбора этой реакции. Человек не собака Павлова! И между раздражителем и реакцией он имеет свободу выбора. Свобода выбора содержит внутри себя те уникальные качества, которые делают нас людьми. Помимо самосознания мы обладаем воображением – способностью создавать что-либо в уме независимо от окружающей действительности. Мы обладаем совестью – глубоким внутренним осознанием того, что правильно, а что нет, принципами поведения и ощущением того, насколько наши мысли и поступки им соответствуют. И, кроме того, мы располагаем независимой волей – способностью действовать, опираясь на самосознание, независимо от всякого влияния извне.

«В поте лица своего будешь добывать хлеб свой» и «Плодитесь, размножайтесь» сказал Господь, выдворяя Адама и Еву из рая. Так живёт всё живущее на Земле. И рай, как оказалось, не самая удачная идея. Все попытки Джона Кэлхуна создать «мышиный рай», где мыши были материально обеспечены всем необходимым для безбедного существования, кончались гибелью популяции. Без усилий, стрессов, труда, при избытке материального достатка в «раю» начинали доминировать индивидуализм, эгоизм, агрессия более сильных особей, которые своим насилием убивали доверие, разрушали «мышиный социум», преемственность поколений. Приводили его сначала к «духовной смерти», а потом и к «смерти физической». Без самосознания, рождающего желание, без воображения, переводящего желание в мечту, без совести, превращающей мечту в цель, и воли человека, реализующей его действия направленные на достижение своей цели, невозможно и дальнейшее существование человеческой популяции. Всё иное приведёт сначала к «духовной смерти», а потом и к «смерти физической». «Безбедное» существование человека в условиях засилия «помощников» — искусственного интеллекта хомокиберов и киберхомов рассмотрено мной в 2008 году при написании книги «Лотосы».

Открыв фундаментальный принцип человеческой природы, Франкл мысленно начал читать лекции студентам и развивать первый и самый важный навык человека, высокоэффективного в любых обстоятельствах, – навык проактивности. Термин проактивность означает, что, будучи людьми, мы несем ответственность за свои собственные жизни. Наше поведение зависит от наших решений, а не от окружающих условий. Мы можем подчинять чувства нашим ценностям. Мы инициируем происходящее и несем за это ответственность. Слово «Ответ» является корнем ответственности – способности выбирать свой ответ на происходящее. Успешные высокоэффективные люди признают за собой такую ответственность. Они не объясняют свое поведение условиями, обстоятельствами и трудными ситуациями. Их поведение есть продукт их собственного сознательного выбора, базирующегося на ценностях, а не продукт окружающих условий, основанный на чувствах. По природе своей все мы проактивны. И если наша жизнь стала реакцией на события, стала зависеть от различных обстоятельств, то это потому, что мы – сознательно или нет – сделали свой выбор и позволили этим силам управлять нами. Делая такой выбор, мы становимся реактивными. Реактивные люди часто находятся в зависимости от реакции на физические условия окружающей среды. Если погода хорошая, они чувствуют себя хорошо. Если погода плохая, то это сказывается на их настроении и работе.

Проактивные люди носят в себе свою собственную погоду. Для них не имеет значения, идет ли дождь или светит солнце. Они движимы ценностями; и если ценностью для них является высококачественное выполнение работы, то это не будет зависеть от того, способствует этому погода или нет. Реактивные люди, кроме того, зависят от социальных условий окружающей среды, от «социальной погоды». Если окружающие относятся к ним хорошо, у них все в порядке, если же плохо, то они становятся закрытыми и занимают оборонительную позицию. Реактивные люди строят свою эмоциональную жизнь на поведении окружающих, позволяя их слабостям управлять собой. Способность подчинять импульсивную реакцию своим ценностям составляет сущность проактивной личности. Реактивные люди движимы чувствами, обстоятельствами, условиями и своим окружением. Проактивные люди движимы ценностями – тщательно продуманными, отобранными и принятыми. Таким образом свобода выбора проактивного человека вырастает в его Свободу. Реактивный же человек зависим от своих чувств, обстоятельств, конкретных людей и социальной среды. Ответственный выбор и свобода выбора всегда за человеком. Реактивные люди ждут удачи. Проактивные формируют свой Успех.

Индикатором нашей проактивности является наша речь. Реактивные люди в своей речи пользуются лексикой, которая снимает с них ответственность. Поэтому необходимо следить за своими словами, мыслями, речью. Как сказал ещё Лао-Цзы: «Посеешь мысль, пожнешь действие; посеешь действие, пожнешь привычку; посеешь привычку, пожнешь характер; посеешь характер, пожнешь судьбу». Чем теснее мы свяжем себя с верными принципами, тем точнее мы сможем судить о том, как устроен мир, тем точнее будут наши парадигмы – карты, благодаря которым мы ориентируемся в жизни. Постоянно развиваемая и просвещаемая совесть поведет нас по дороге увеличения личной свободы, безопасности, мудрости, энергии и власти. Успеха.

Честность и доверие – это высшие формы мотивации человека. На их основе формируются четыре жизнеобеспечивающих фактора – внутренняя безопасность, внутренняя ориентированность, мудрость и власть. Все, что находится в центре нашей жизни, служит источником нашей внутренней безопасности, нашей внутренней ориентированности, нашей мудрости и нашей власти.

Внутренняя безопасность связана с ощущением вами собственной значимости, с вашей индивидуальностью, с вашей эмоциональной устойчивостью, с силой или слабостью вашей личности. Внутренняя ориентированность означает наличие внутреннего указателя направления. Это выверенная по вашему компасу и карте внутренняя система взглядов, поясняющая для вас то, что происходит вовне. Это стандарты, принципы или неписаные критерии, которые постоянно управляют процессом принятия решений и вашими поступками.

Мудрость – это ваш широкий взгляд на жизнь, ваше чувство равновесия, ваше понимание того, каким образом проявляются и взаимодействуют между собой отдельные элементы или различные принципы. Мудрость включает здравомыслие, проницательность, понимание. Это – основа, цельность вашей личности.

Власть – это дар или способность действовать, сила и потенциальные возможности что-либо совершать. Это жизненная энергия, позволяющая делать выбор и принимать решения. Это понятие включает также способность избавляться от укоренившихся неэффективных привычек и вырабатывать более достойные, более эффективные навыки. Это власть над собой и над своей жизнью.

Все эти четыре фактора – внутренняя безопасность, ориентированность, мудрость и власть – взаимозависимы. Безопасность и четкая ориентированность ведут к истинной мудрости, которая, в свою очередь, становится той искрой или катализатором, с помощью которого высвобождается и направляется энергия, заключенная в вашей власти.

Если все четыре фактора находятся в слаженном взаимодействии и подпитываются друг другом, то они порождают великую силу, которая присуща благородной личности, сбалансированному характеру, цельному и гармоничному человеку. Эти жизнеобеспечивающие факторы являются, кроме того, опорой для всех других сторон жизни. И ни один из этих факторов не относится к той категории человеческих качеств, которые либо присутствуют в полном объеме, либо полностью отсутствуют – «все или ничего». Степень, до которой вам удалось развить каждый из этих факторов, может определяться местом на некотором отрезке между минимальным и максимальным значением. В нижней точке этого отрезка факторы развиты слабо Вы находитесь в серьезной зависимости от других людей или обстоятельств вне вашего контроля. Находясь в верхней точке отрезка, вы контролируете ситуацию. Вы обретаете независимость и опору для создания богатых, взаимозависимых отношений.

Ваша внутренняя безопасность лежит где-то в промежутке между крайней незащищенностью, с одной стороны (когда ваша жизнь находится под постоянными ударами внешних сил, которые вертят ею, как хотят), и сильно развитым чувством собственного достоинства и уверенностью в себе – с другой Ваша внутренняя ориентированность находится между зависимостью от социального зеркала или иных нестабильных факторов, с одной стороны, и сильной внутренней направленностью – с другой. Ваша мудрость располагается между совершенно неточной картой, где все перепутано и все не так, и полной и точной картой жизни, где все части и все принципы должным образом взаимодействуют друг с другом. Ваша власть лежит где-то между бездействием, состоянием марионетки, которую кто-то дергает за ниточки, и высокой степенью проактивности, внутренней силой действовать в соответствии со своими собственными ценностями вместо того, чтобы быть объектом воздействия других людей и обстоятельств.

Степень развития этих факторов, их интеграция, гармония и сбалансированность, а также их позитивное воздействие на все стороны вашей жизни, – все это является функцией вашего центра, ваших основных парадигм, находящихся в самой сердцевине вашей личности.

Честность и доверие – это высшие формы мотивации человека. На их основе формируется этика общения людей. Все мы знали и любили Америку Марка Твена, О’Генри, Джека Лондона, где герои шли к успеху, руководствуясь Этикой Характера, базирующейся на таких свойствах характера как цельность личности, скромность, верность, умеренность, мужество, справедливость, терпеливость, трудолюбие, простота, а также приверженность Золотому Правилу. Но после войны, после бреттонвудского соглашения, когда Америка стала бесконтрольно печатать и экспортировать доллары в Америке наступил «рай», где халявные деньги подменили Этику Характера в достижении успеха на Этику Личности. Успех стал рассматриваться как функция социального образа личности, поведения и поступков, навыков и техник, служащих смазкой в механизме человеческого взаимодействия. В условиях халявных денег, гипертрофированных понятий индивидуализма Личности, её Свободы в американском варианте «Демократии», принятой за образец. Результаты этой подмены мы видим в потере доверия и к доллару, и к Америке в целом.

Этика Личности имеет два основных направления: первое – техника человеческих и общественных связей, и второе – позитивная ментальная установка (ПМУ). Философия ПМУ в определенной степени отражена в таких вдохновляющих и верных изречениях, как «Ваше отношение определяет ваше положение», «У улыбки больше друзей, чем у хмурости» и «Можешь достичь всего, что понял и во что поверил». Другие направления «личностного» подхода представляют собой сплошную манипуляцию или обман. Сдвиг от Этики Характера в сторону Этики Личности увёл людей от корней, которые питают истинный успех и истинное счастье. И эту лажу, туфту приезжие коучи, ограбившие нашу страну, продавали на различных семинарах и вебинарах, внушая реактивным легковерным людям: «Вы этого достойны». Чего достойны так и не объяснили и укатили, оставив нам разруху, нищету и бандитские разборки в стиле чикагских гангстеров. Эту же туфту халявных денег продолжают впаривать и наши местные самозванные «коучи», обещающие сделать внушаемых реактивных людей богатыми и счастливыми», за их же деньги. Коучи про которых их учителя говорят: «мы аморально грабили чужие страны, ввозя награбленное в свою страну. Но верхом аморальности является то, что они грабят свою страну вывозя награбленное в чужие страны».

Надёжными принципами проактивности являются справедливость, откуда проистекают все наши представления о равенстве и правосудии. Честность и искренность, которые создают основу для доверия, без которого невозможно ни сотрудничество, ни развитие личности и межличностных отношений. Следующими принципами могут быть – человеческое достоинство, трудолюбие, ответственность, аккуратность, дружба, талант, мужество, честь, дисциплина, служение. И многие другие, руководствуясь которыми вы сможете стать проактивными. Будете для других источником света, а не судьей. Показывать пример, а не критиковать. Станете частью решения, а не частью проблемы.

Такая ментальность дает положительные результаты — успех в супружеских отношениях, в семье, в школе, на работе. Можете это проверить. И не ссылайтесь на недостатки других людей. Не оправдывайте свои недостатки. Допустив ошибку, признайте ее, исправьте, извлеките из нее урок. Не обвиняйте, не обличайте. Работайте над тем, что в ваших силах. Работайте над собой. Работайте над быть, а не казаться. Смотрите на недостатки других с сочувствием, а не с осуждением. Дело не в том, что люди чего-то не делают или должны делать. Важно то, какова будет ваша реакция на ситуацию и что должны делать вы. Как только вы начнете думать, что проблема «где-то там» или «в ком-то», остановите себя. Сама эта мысль и есть проблема. Тот, кто день за днем тренирует свою совесть, питающую свободу, взращивает свою взаимозависимость, как высший ранг свободы.

В 18 веке до н.э. раши с гаплогруппой R1a поселились в бассейне реки Хуанхэ, дав начало династии Шан-Инь. Они двинули Китай из каменного века в бронзовый. Заложили основы китайской культуры и государственности. В трактате «Шу Цзин» описываются взаимоотношения девятнадцатого вана династии Пань Гэна с народом. Ван хотел подвигнуть народ на переселение в новое место, а народ не желал покидать обжитые места. Ключевые слова при общении вана с народом: приказ Неба; каждый обязан делать своё дело; общее благо: если государство процветает, то это благодаря всем; если оно хиреет, то это от того, что я, Единственный, недостаточно строг; создание должных условий жизни; не стяжательство, добродетель и единство (соборность). Они стали тем каркасом, на котором во все времена строилась китайская государственность. Мы должны быть благодарны китайской историографии, что она сохранила ту нравственную основу, которая была присуща всем рашам R1a – ариям.

К сожалению, русская историография не сохранила быт и нравы рашей на Русской равнине 3-4 тысячелетней давности. Но их отголоски дошли до нас в виде былин, преданий, сказок, пословиц. И в них всегда торжествуют принципы справедливости, нестяжательства, добродетельности, соборности и терпимости. Общего блага и готовности пострадать за правду и свободу. Веры в царя-батюшку. Предки русских, как и китайцев, испокон веков были проактивны, ими двигали принципы и была присуща парадигма «изнутри-наружу»: каждый обязан делать своё дело, вносить свою лепту в общее благо и если государство процветает, то это благодаря всем. А задача власти быть строгой в деле создания должных условий жизни; атмосферы не стяжательства, добродетели и единства. Так, что можно сказать, что Русская и Китайская цивилизации идут от одного корня и пангенетически или точнее паньгэнетически связаны. Общение же России с эрбинами R1b Европы принизили и исказили эти принципы, и даже придали им негативный оттенок. Но они живы в каждом из нас по-прежнему. Найдите их в себе! Найди себя в них!

На Западе, R1a Z-284, изолированная гаплогруппа рашей, присуща жителям Скандинавии. Её не встретишь в России (что ставит под сомнение «норманнскую теорию» происхождения варягов). Разрыв связей произошёл 4 200 лет т.н. В Скандинавии R1a Z-284 составляет четверть мужского населения. Это отличает скандинавов от жителей соседней Германии, имеющих преимущественно гаплогруппы R1b. Отличает скандинавов от всей Европы и пришедшее из глубины веков общее понимание для всех рашей общего блага, где каждый обязан делать своё дело; если государство процветает, то это благодаря всем; если оно хиреет, то это от того, что я, Единственный (царь, король, ван, хан) недостаточно строг; создание должных условий жизни; не стяжательство, добродетель и единство (соборность). Те же принципы, что были изложены ваном Пань Гэном на Востоке. Налоги в странах Скандинавии достигают 80% и рассматриваются, как естественный вклад в общее благо, инвестиции в будущее.

Там до сих пор правят короли. Заключая сделку, скандинавский бизнесмен в первую очередь рассматривает какой успех-пользу она принесёт его стране и лишь потом оценивает свой успех-выгоду в этой сделке. А в создании должных условий жизни, не стяжательства, добродетели, доверия и единства они, вообще, инопланетяне. Впереди планеты всей. Не смотря на суровые климатические условия и ограниченность ресурсов, скромные добродетельные граждане. Люди могут всю жизнь прожить рядом, не догадываясь, что их сосед владелец заводов, газет, пароходов.

Франкл утверждал, что мы выявляем, а не придумываем свои жизненные миссии. У каждого из нас есть свой внутренний монитор, или внутренне чувство – совесть – которое позволяет нам осознать нашу неповторимость и исключительность того вклада, что нам предстоит сделать. Говоря словами Франкла «У каждого есть свое особое призвание, или миссия в жизни… Следовательно, каждый человек незаменим, а жизнь его неповторима”. Осознание смысла жизни приходит изнутри. Опять обратимся к словам Франкла: «В конечном счете человек не должен спрашивать других, в чем смысл его жизни, а должен осознавать, что этот вопрос следует адресовать самому себе». И действовать «изнутри-наружу».

Проактивная миссия Иисуса Христа тому пример. Общество, действуя «снаружи-внутрь», стремится вытащить людей из нищеты. Христос изымает нищету из людей, делая их духовно богатыми, чтобы они, действуя «изнутри-наружу», смогли бы сами вытащить себя из нищеты материальной. Общество стремится формировать людей, изменяя их среду обитания. Христос изменяет человека, чтобы тот, действуя «изнутри-наружу», изменял свою среду обитания. Общество пытается изменить, подчинить себе поведение человека. Христос изменяет его природу, делает его свободным и ответственным. Где Свобода в понимании Христа – это взаимозависимость всех людей и личная ответственность каждого за свой проступок, свою судьбу. Миссия грандиозна и судьба его трагична.

Наша миссия, куда проще – добиться успеха в этой короткой быстротекущей жизни. Изменив себя, изменить чуточку мир. Для этого: никогда не переставайте мечтать. Мечты рождаются из желаний, ставят цели, а цели ведут к успеху. Мечты помогают нам видеть возможности там, где другие видят препятствия; Найдите свою страсть и цель; Сверьте их со своим внутренним компасом – совестью. Проверьте их на реалистичность – внутреннюю безопасность, внутреннюю ориентированность, мудрость и власть, достаточность сил, ресурсов и средств. И помните, что успех – это не только достижение целей, но и умение наслаждаться жизнью и радоваться маленьким победам.

И на пути к Успеху: Развивайте свои навыки и знания; Будьте терпеливы и настойчивы, не сдавайтесь при первых неудачах; Создайте свой план действий и придерживайтесь его; Учитесь работать в команде; Общайтесь с людьми, которые могут помочь вам достичь своих целей; Оставайтесь позитивными и оптимистичными; Изучайте новые технологии и методы работы; Сосредоточьтесь на достижении долгосрочных целей. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Будьте готовы к трудностям и неудачам; Будьте благодарны за то, что у вас есть, за возможности, которые Вам предоставляет жизнь; Ищите поддержку у близких людей и профессионалов; Оценивайте свой прогресс и корректируйте планы, если это необходимо; Учитесь принимать критику и извлекать уроки из нее; Используйте свои сильные стороны и таланты; Будьте готовы к изменениям планов и стратегий; Не бойтесь ошибаться. Ошибки — это часть пути к успеху; Стремитесь к постоянному развитию и самосовершенствованию; Будьте готовы к изменениям и адаптации к ним; Не забывайте о важности здорового образа жизни, отдыха и релаксации; Не бойтесь рисковать, принимать вызовы, пробовать новое. Риск может привести к большим результатам, чем осторожность; Не забывайте о значимости семьи и друзей. Они могут помочь вам пережить трудные времена и поддерживать вас в достижении успеха; И, наконец, будьте самим собой. Будьте уверены в своих силах и не притворяйтесь кем-то другим. Успех приходит только к тем, кто верит в себя, в свои возможности. Успехов Вам!

Конечно, у каждого своё понятие успеха. Можно сравнить судьбу Эда Робертса и Билла Гейтса. В 1974 году лейтенант ВВС инженер-электронщик Эд Робертс, предложил рынку свой персональный компьютер Альтаир. Программируемый автомат без дисплея и клавиатуры, по цене не на много превышающей стоимость процессора Intel 8080. Собственно никакого компьютера ещё не было, на фотографии в журнале 1975 года был изображён пустой его корпус. Журнал попал в руки 20-летнего Билла Гейтса студента Гарварда, который правильно связал доступную цену и перспективу новинки. Он предложил Робертсу свои услуги, бросил университет, собрал единомышленников, которые за символические деньги создали язык программирования для Альтаира, фирму Microsoft, операционные системы MS DOS и Windows. Сделав возможным создание глобальной сети Интернета открывшей сказочные возможности для каждого жителя Земли. Чем не сказка? Чем не сказочник, в 31 год ставший миллиардером?

А Эд Робертс, революционер от ЭВМ, впервые реализовавший в своём Альтаире 102 шинный интерфейс, добившийся замечательных успехов в бизнесе, не пожелал быть миллиардером. Он с детских лет мечтал быть врачом. Но армия дала ему работу, инженерное образование, заработок, возможность кормить шестерых детей. Став богатым, он реализовал свою детскую мечту. Он продал свой бизнес. На вырученные деньги получил медицинское образование и умер в 2010 году в штате Джорджия успешным сельским врачом, Вполне счастливым человеком. Каждому своё.

Top